04.02.2010 00:00
Общество

Девушка на инвалидной коляске смогла преодолеть вертикальный скалодром и надолбы из 13-метровых бревен

Может ли человек на коляске преодолеть вертикальный скалодром и надолбы из 13-метровых бревен? Перед вами - отрывки из дневника той, которая смогла это сделать
Текст:  Наталия Горохова (студентка V курса Московского государственного социально-гуманитарного института)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №23 (5102)
Читать на сайте RG.RU

День первый: даешь команду!

Заехав в лагерь "Алмаз", а это подмосковная Руза, в окно автобуса мы увидели тренажеры: скалодром, впечатляющий своей десятиметровой высотой, конструкции из тринадцатиметровых сосновых бревен, тросов и канатов, называемые "Рубикон", - зрелище такое, что в душу тут же подкрались волнение, страх и любопытство, и пять непонятных бревенчатых сооружений, про которые нам сказали: курс "Создание команды".

В холле, где собрались все группы, нас приветствовали директор программы Галина Парамонова и ее штат. Тревожные лица "вновь прибывших" постепенно оживлялись. Удалось оглядеться: здесь были подростки 13-17 лет (многие из них неоднократно бывали в лагере Дмитрия и Матвея Шпаро в Карелии), группа глухих и слабослышащих - ребята в российской спортивной форме, профессионально занимающиеся греко-римской борьбой, и наша компания, состоящая из студентов московских вузов: четыре девушки и один молодой человек. Колясочников среди всех приехавших двое: я и еще один парень.

Знакомимся с инструктором Андреем, который прикреплен к нам на все предстоящие пять дней. (Инструкторы - молодые ребята, и, по их словам, они имеют опыт работы с коррекционными детьми в карельском лагере "Большое приключение".) Андрей не только вводит нас в курс дела, знакомит с правилами поведения в лагере, но и быстро становится другом. К внимательному и доброму отношению привыкаешь мгновенно.

Вечером я поговорила с Галиной Федоровной. Она сказала, что не допустит меня на "Скалодром" в целях моей безопасности. Я возмутилась и рассказала ей, что в Москве уже тренировалась несколько раз. Она, увидев, что я не отступлюсь и готова снова испытать свои силы, лишь улыбнулась в ответ. Особенность скалодрома заключается в том, что когда лезешь по этой вертикальной стене, то задействованы все конечности, и особенно ноги, потому что на них приходится основная нагрузка при подъеме. Если же человек пользуется инвалидным креслом, то на ноги не обопрешься, и вся нагрузка ложится на руки. Но рядом инструктор, который постоянно следит за страховкой и фиксирует тот уровень, на который спортсмен подтянул себя, давая тем самым ему передохнуть. Темп подъема регулирует сам поднимающийся.

К вечеру на крылечках корпусов, где мы спим и питаемся, были установлены пандусы. Впечатлений на сегодня достаточно, ложимся спать.

День второй: на высоте

Инструктор разбудил нас ровно в 8 часов. Утренняя зарядка! Ее Андрей проводит в форме игры: главный герой "просыпается" - потягивается, "одевается" - поднятие ног и прыжки, "ускользает от пуль" - круговые движения рук с наклоном назад и т.д.

После занимательной зарядки последовал завтрак: каша, омлет с кукурузой, печенье, чай. Я ожидала хуже - ведь кризис особенно бьет по социальным объектам.

Сегодня по расписанию "наземные" упражнения - "Создание команды". Наши ребята прошли этот этап "без потерь", но я могла помогать им только советами и подсказками. Погода не благоприятствовала: ветер, дождик, бревна скользкие. Но, похоже, это никого не испугало - все группы со смехом и репликами в адрес особенно неудачливых неумех преодолели все преграды.

После обеда нас ждал СКАЛОДРОМ!

Андрей ознакомил всех со страховочной системой и показал, как ею пользоваться. Я решила лезть последней и поняла, что зря. Пока мои "знакомились" с вертикальной трассой, я успела озябнуть. Дебют на снаряде у ребят прошел неплохо. На второй раз народ осмелел, и почти все добрались до самого верха.

Я была абсолютно уверена в том, что скалодром смогу покорить без хлопот и лишних затрат сил, учитывая недавние тренировки, которые в Москве для меня организовывал Д.И.Шпаро, но, видимо, забыла об одном - тренажер находится под открытом небом, не как те московские - под крышей: зацепы мокрые, скользкие, пальцы мерзнут на ветру и перестают слушаться, мешает одежда.

Поднимаюсь довольно медленно и долго по сравнению со своими недавними тренировками. Во рту пересохло. Но конец трассы все-таки близко, рядом! Еще несколько рывков - и вот она, вершина! Я услышала где-то далеко внизу аплодисменты, свист ребят. Заметила в толпе Галину Федоровну, она махала мне рукой. Когда она успела подойти и сколько стоит тут - не знаю. Я лишь бессильно помахала в ответ и стала спускаться.

Вечер продолжился конкурсом "Лучшая презентация своего инструктора". Игра получилась - Андрей увидел в наших действиях свое "я".

Еще долго мы не могли уснуть и, лежа в темноте, перебирали по мелочам особенно волнующие моменты из прожитого сегодня.

День третий: испытание мостом

Проснулись отдохнувшими и полными сил, несмотря на то, что спали мало.

Сегодня у нас новый снаряд - первый уровень "Рубикона", высота 4,5 метра. Андрей, как всегда, бодрый и веселый, знакомит со снаряжением - страховочной системой, состоящей из касок, набедренных и поясных ремней и страховочных усов с карабинами. Облачившись в эти хитрые системы, выходим к месту нового испытания. Почувствовали ли мы страх перед началом, не помню. Помню только, как сердце чаще забилось. Такое было у меня перед вступительными экзаменами в вуз (странная ассоциация).

Ребята поднимаются на высоту по сеточной "дорожке", подвешенной сбоку от начальной станции. Я со своей коляской там не проеду и поэтому поднимаюсь по веревке. Тут есть такое альпинистское устройство - жумар, который пропускает веревку только в одном направлении. С помощью жумара я подтягиваю себя. Захожу на станцию через люк, вырезанный в полу, - все это специально для тех, кто в коляске. Первый раз посмотрела вниз и закружилась голова. В какой-то момент даже захотелось спуститься назад. Но потихоньку страх проходит, и мы начинаем движение. Четыре троса, натянутые под нашими ногами, и четыре троса, симметричные нижним, над головами создают иллюзию шаткого подвешенного моста. К верхним тросам прикрепляем наши страховочные усы. На "тропе" имеется несколько участков с "добавками", которые должны облегчить (или усложнить?) наш путь: канаты, деревянные доски, поперечные дощечки.

Вместе с нами идут техники, которые подсказывают, как вести себя, и дополнительно страхуют. Физически более слабые разместились посередине, они могут держаться за других участников слева и справа. Визга предостаточно.

Замечаю, что, когда смотрю вниз и вижу землю, траву, мне становится не по себе, поэтому перевожу взгляд на ребят, на канаты и деревья. Молчу.

Шаг за шагом, визг за визгом - вот и конечный пункт! И снова отчаянные крики, но теперь мы орем уже не от страха, а по другой причине - от радости! Мы стали ближе друг к другу. Опасность провоцирует человеческую природу на объединение, единство.

Вечер продолжается в актовом зале. Наши интеллектуальные возможности в содружестве с юмором безграничны! К этой мысли мы приходим на конкурсе "Пять вариантов использования туристского рюкзака". Мне очень понравились дети, они такие артистичные. А пантомима слабослышащих ребят была просто бесподобной!

Вечером за чаем оживленная беседа продолжилась до неприлично позднего времени. Надо ложиться.

День четвертый: "крест" и "болото"

Зарядка и завтрак. Расписание на предстоящий день мы узнаем накануне, поэтому морально готовимся к предстоящим испытаниям загодя.

Когда инструктор пришел к нам и положил на стол компасы и карты, мы поняли, что должны вспомнить, что такое азимут, и испробовать свои силы в спортивном ориентировании.

Поскольку карта покрывала всю территорию лагеря, то нами были обследованы все углы, кустики, тропинки в поисках "клада", которым оказалось всего лишь направление на очередной тренажер.

"Лестница Якоба" - восемь четырехметровых бревен, закрепленных одно над другим, наподобие веревочной лестницы. Расстояние по высоте между подвижными бревнами 140-150 см, и общая высота конструкции - 11 метров. Нашей команде было трудно. Девочкам непросто забраться на скользкую, мокрую и толстую первую "ступеньку" на уровне твоей шеи и, конечно, нелегко подсадить нашего Сашу. Долго и упорно, под общий смех и споры, мы стараемся одолеть первую ступеньку. Не получалось... И тут нас позвали на обед. Первый раз ели молча.

Вторая половина дня удалась куда лучше. Предстояло последнее и самое сложное испытание - второй уровень "Рубикона", высота 9,5 м. Техники облачили меня в страховочную систему и выдали специальный ролик, при помощи которого необходимо вторично прикрепиться к тросу, обеспечивая тем самым двойную страховку. Путь осложнен преградами: "крест", "болото", "качели", "переправа". Перелезать через преграды можно, лишь помогая друг другу. И мы с благодарностью вспомнили курс первого дня "Создание команды".

Перед работой необходимо составить четкий план, учитывая возможности каждого члена команды. Если на нижнем уровне "Рубикона" я держалась за канат, провешенный для тех, кто не опирается на ноги, то здесь его не было. Опорой теперь могло служить только плечо товарища. В голове крутился ворох мыслей, перемешанных со страхом и восторгом. Боковым зрением я совсем рядом видела ветки сосен и где-то внизу притихшую толпу, замечала вспышки фотоаппаратов. Мне показалось, что до последней станции мы добрались довольно споро - быстрее, чем вчера на нижнем уровне.

Спуск - не только завершающий, но и особый момент в программе! Его все очень боятся и в то же время очень ждут. Это троллей, полет, финишная черта, точка над i и к, сожалению, конец игры. Но вспоминаю слова Галины Федоровны: "Пусть окончание станет началом!"

День пятый: заключительный

Даже в последний день нам не удалось поваляться в кроватях, хотя спешить было уже некуда. Правила есть правила, и мы должны им следовать. Наскоро собираем сумки и идем в другой корпус. Там прощальное собрание - подведение итогов и награждение всех участников программы "Открытие". Всем вручили именные сертификаты.

В штате лагеря работает профессиональный фотограф Анна Золотина, поэтому было много фотографий. Вечером из наиболее удачных мы составляли фотогазету. Получилось неплохо. Думаю, в моем институте это оценят по достоинству.

Кульминацией встречи стала общая фотография и кисточки из цветных нитей, выданные каждому участнику. Из кисточек мы выдергивали нитки и завязывали их на запястья, на шею, на одежду тем людям, которых хотели поблагодарить за их стремление помочь, за силу и мужество, за доброту. Когда вешаешь ниточку, то разрешается обнять человека. А объятия - это символ мира и дружбы. Мой браслет из пестрых нитей символизирует теперь мои новые открытия.

Образ жизни