04.02.2010 00:15
Культура

Михаил Светин: С рождения мечтал стать актером

Популярный актер смешит народ, но любит серьезные роли
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Федеральный выпуск: №22 (5101)
Читать на сайте RG.RU
Актер Михаил Светин

Стоит Михаилу Светину выйти на сцену, как на лицах зрителей - улыбки. Он еще ничего не сделал, ни слова не сказал, а зал уже "взял". Смех, аплодисменты сопровождают буквально каждую сцену с его участием. Не только в родном Петербурге, но и в любом городе, куда бы ни приехал непревзойденный комик, его сразу узнают на улицах. Спектакли "Тень", "Свадьба Кречинского" в Театре комедии им. Н.П. Акимова, где служит Светин, антрепризы "Дон Педро", "Виновник торжества" пользуются особой популярностью именно потому, что он в них играет.

Российская газета: Михаил Семенович, если не актером, то кем вы могли стать?

Михаил Светин: Только актером! Я с рождения об этом мечтал. Смотрел чаплинские фильмы и говорил, что хочу так же играть, смешить. (Смеется). Вбил себе в голову: хочу быть знаменитым, как Чарли Чаплин. Я - упрямый человек. Если что сказал, так и должно быть.

РГ: Ваша традиционная творческая встреча со зрителями называется "Смешные истории с маленькими неприятностями".

Светин: Фраза взята у моего любимого писателя Михаила Зощенко. Очень похоже на мою жизнь. У меня вся жизнь состоит из смешных историй. И всегда они с грустным оттенком. Пошутил - и самому чуть плохо не стало. Разыграл кого-то - хуже себе сделал. Сплошные неприятности. Очень важно уметь смотреть на себя со стороны. Я все время вижу, в какое глупое положение попадаю. Меня нетрудно обмануть, я довольно доверчивый человек.

Я люблю общаться с людьми. Могу полчаса разговаривать с незнакомой продавщицей или с уборщицей. Но зато очень не люблю жлобов и так называемую элиту, "понты", которые беспрерывно "понтуют": "Я в проЭкте сейчас занят одном, мое творчество..." Ну просто на дух не переношу! Так воспитан. Я вырос в простой семье. Моя мама работала и уборщицей, и сторожем, и переплетчицей. Она была с 3-классным образованием, но в то же время очень интеллигентным человеком. В меня она всегда верила.

РГ: А сколько лет вы с женой вместе?

Светин: Много уже. (Пауза). Считаю. Я бы сказал даже "долго". Нас связал "Брак поневоле". Как приехал из Киева в первый театр - в Камышин, так и женился на ней. Она тоже только поступила в театр. Я играл Сганареля, она - Доримену в спектакле "Брак поневоле" по Мольеру. Я, пожилой муж (надевал плешивый парик), бегал за своей женой, выслеживал ее...

Бронислава уже лет 40 работает в Малом драматическом театре. И я работал там 10 лет, а потом меня пригласил Фоменко в Комедию. Она осталась в Малом, все-таки там Додин, великий режиссер. Она играет небольшие роли, но спектакли очень интересные, золотой фонд - "Бесы", "Братья и сестры".

Я хотел, чтобы дочка Света стала актрисой. Она категорически отказывалась, чушь разную болтала: "Я не буду хорошей актрисой, на мне природа отдыхает". Я ей говорил: "Я медведя научу играть, это не так трудно!" Зато младшая внучка, Александра, уже так шпарит! Готовая актриса. Ни одной фотокарточки нет, сколько ее не щелкают, где бы она была неорганична. Ей 9 лет. Похожа на меня. И внешне, и беспрерывно, как я, разговаривает. Играет на фортепиано, танцует. Я тоже люблю танцевать и играю на синтезаторе, аккордеоне, гобое. Обаятельная девчушка. Обаяние в актере - одно из главных условий. Если его нет, то, как бы правильно ты не играл, что бы ни придумал - это все ерунда, зрителю неинтересно. Большие актеры, ушедшие из жизни - Меркурьев, Крючков, Мордвинов, Грибов, Алейников, можно долго перечислять имена - все были с громадным обаянием, оно перехлестывало через рампу. Сейчас же многие актеры - довольно серые, необаятельные, неинтересные, зато "звездят". Сыграл в одном сериале и - полетел: "Где мой номер "люкс"? Вы знаете, кто я такой?! Вы что, меня не узнаете?" В общем, понесло.

РГ: Додин, Фоменко, Виктюк - на каких режиссеров вам везло!

Светин: А какие режиссеры меня звали! Гончаров, Захаров, Трушкин... Но не лежит у меня душа к Москве. В Петербурге красиво, дворцы вокруг, можно спокойно гулять. А в Москве все куда-то бегут, торопятся. Хотя актеры из Питера с радостью уезжают туда работать, у меня всегда все наоборот. Когда все идут туда, я - обратно. Если все ложатся спать, я в это время только встаю. Такой характер. Все у меня не так, как надо. И в домашнем быту, и в отношениях с людьми. Снимался у Данелии, великого режиссера, и поссорился с ним! Все прилипают к таким режиссерам, а я умудрился психануть... С кем надо дружить - не дружу, а с кем не надо бы... Кто-то умный сразу пристраивается к богатым, а я от них бегу.

РГ: Правда ли, что актеры завидуют друг другу, ревнуют к успеху?

Светин: Конечно. Я тоже завидую, но по-хорошему, по-человечески, большим, гениальным актерам - Евстигнееву, Смоктуновскому.

РГ: Вы часто уезжаете на съемки на Украину. Что интересного сыграли?

Светин: В комедии "Рука на счастье" - хозяина ресторана, а в "Дне рождения королевы" - нотариуса. В "Кризисе" - врача-гинеколога. В "Алых парусах" киевлянина Александра Стекленко сыграл двух продавцов: один торгует тканями, другой - игрушками. Согласился с удовольствием. Классика. Тем более Крым, море, Ялта, Киев. Я ведь киевлянин. Всегда останавливаюсь в гостинице "Украина" (бывшая "Москва") в одном и том же номере. Это майдан Незалежности, я рядом жил и в детстве целые дни проводил на этой площади, которая называлась "Калинина". Мы там в футбол играли.

РГ: До сих пор "болеете"?

Светин: А как же! С детства - за киевское "Динамо". А теперь еще и за "Зенит". Беда, если они встретятся на поле, хоть вешайся! Я организовывал побеги - в школе, и в музыкальном училище - срывали занятия, через забор "канали" на стадион, и меня стипендии лишали, узнав, кто заводила.

РГ: Как вы считаете, вашим близким легко с вами?

Светин: О-о-о, наверное, нет. Я человек настроения. Когда оно хорошее, буду шутить, дурака валять, анекдоты рассказывать. А когда настроение плохое, ухожу в себя.

РГ: У вас совсем немного серьезных ролей, драматических, как Терехов в "Агонии" Элема Климова.

Светин: Что вы, у меня много серьезных, грустных ролей! Просто по телевизору больше крутят комедии, оперетты ("Чародеи", "Вольный ветер", "Сильва", "Дон Сезар де Базан", "Не может быть!", "Ни пуха, ни пера"). Довольно грустная роль в "Любимой женщине механика Гаврилова". В "Безымянной звезде" - моя любимая тема "маленького человека". В фильме "Не было бы счастья..." Константина Ершова мой герой, очень одинокий человек, выходил во двор с мусорным ведром, дожидался, когда в лифте соберется пять человек и в последний момент бросался туда шестым. Лифт застревал, все в ужасе, а Шестой счастлив: есть, с кем пообщаться.

Кино и ТВ Театр