08.02.2010 00:44
Экономика

Судьба уникального острова Новая Голландия решится в феврале

Реконструкция Новой Голландии остановлена на неопределенное  время. На ее продолжение нет средств
Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Санкт-Петербург: №0 (5104)
Читать на сайте RG.RU

В феврале в очередной раз должна решиться судьба Новой Голландии. Петербургские чиновники намерены пересмотреть и проект, и условия инвестиционного конкурса на реконструкцию комплекса. Сейчас проект заморожен на неопределенный срок. Тем временем снежная петербургская зима угрожает уникальному сооружению XVIII века новыми потерями.

Сейчас Новая Голландия укрыта белым пушистым одеялом. Однако привычный глаз петербуржца отмечает, что в стенах лесосушильных складов, построенных еще Петром Первым, кирпичи сильно выщерблены, а в оконных проемах давно нет стекол. Заглянув в пустые глазницы, можно увидеть, что вся центральная часть острова с ковшом-гаванью выглядит как никому не нужный пустырь. Это особенно заметно со стороны Крюкова канала, где ощущения заброшенной окраины добавляют мусорные баки, расставленные прямо на гранитной набережной. Угадать назначение механизмов и металлических конструкций, сиротливо мерзнущих под толстым слоем снега, невозможно, но уже понятно, что острову они не пригодятся. Потому что на продолжение работ нет денег.

Новую жизнь Новой Голландии пытались дать не один раз. В 1970-х годах проект архитектора Вениамина Фабрицкого был отложен из-за строительства дамбы. В начале 90-х к нему вернулись, за дело взялись французы, но и они были вынуждены работы прекратить. В 1997-м интерес к планам реконструкции острова проявила английская компания - британцам помешал августовский дефолт 1998 года. В 2005 году власти Петербурга приняли решение "о развитии территории острова Новая Голландия". В архитектурном конкурсе победил проект британского архитектора Норманна Фостера.

Через год на острове начались работы по очистке территории и сносу сооружений XIX века, "не представляющих исторической ценности", и советского периода. Затем были проведены все необходимые подготовительные работы. Их, правда, не видно, особенно под снегом, но генеральный директор компании, занимающейся реализацией проекта, Александр Зелеранский рассказал "Российской газете", что сделан большой фрагмент стены в грунте, проведены изыскательские, проектные, археологические работы.

"В землю" ушло около 70 миллионов долларов. При этом для сохранения исторического облика уникального острова, по словам архитектора Дмитрия Семенова, удалось сделать не так уж много.

- Примерно на половине площади 12-го корпуса проведена первичная очистка от грязи, на Дворовом корпусе в верхней части - пятипроцентная выченка (выемка разрушенных. - "РГ") кирпичей, - рассказал он. - Но в освободившиеся гнезда новые уже не вставили. На 12-м корпусе также залатали крышу, частично закрыли более поздние проемы щитами.

Среди первоочередных работ для сооружений Новой Голландии Семенов называет устройство водотока, чтобы у стен не скапливалась вода. Городские власти уже признали, что после самой снежной зимы за последние 130 лет Петербургу после потепления угрожает потоп. Для острова, в центре которого находится искусственная гавань, а здания, как выражаются реставраторы, "раскрыты", все может закончиться совсем прискорбно. Особенно это касается зданий, которые горели в 2004 году. В начале зимы для более 3 тысяч квадратных метров складов предполагалось устроить временную крышу из полиэтилена, однако это так и не было сделано. Теперь внутри здания - огромные сугробы. Весной они растают и могут подмыть фундамент.

По словам председателя городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексея Чичканова, возрождение Новой Голландии может начаться уже в феврале.

- В 2005 году мы не фиксировали архитектурное решение, - рассказал чиновник, - и сейчас хотим приблизить проект к существующим рыночным и климатическим условиям. В феврале будет принято решение: отказаться от проекта или трансформировать условия конкурса.

Эксперта, которого "Российская газета" пригласила для оценки сегодняшнего состояния Новой Голландии, на территорию не пустили. Но шлагбаум и будка охранника - это единственные приметы, что на острове еще есть жизнь. Деньги на реконструкцию острова город сейчас может зарабатывать, сдавая его в аренду в качестве декораций времен войны. Впечатление разрухи и запустения - полное.

Справка "РГ"

Новая Голландия - единственный рукотворный остров Санкт-Петербурга и первый военный порт России. Он был основан по указу Петра I 21 сентября 1721 года. Отдельные расположенные здесь здания считаются ценнейшими памятниками промышленной архитектуры XVIII века. Проект реконструкции предусматривал сохранение исторических зданий - трех корпусов лесных складов, тюремной башни, кузницы, гавани-ковша и двух каналов. В центре исторического ансамбля должен был появиться культурный комплекс, по форме напоминающий звезду, с Дворцом Фестивалей на 2050 мест. На берегу внутреннего островного водоема планировалось разместить открытый амфитеатр примерно на 3500 мест, а в центре - создать плавучую сцену, которая может скрываться под водой. В круглом здании морской тюрьмы предполагалось разместить камерный зал на 400 мест и музей Новой Голландии. Также на территории должно было появиться несколько новых зданий. Каким будет новый проект, пока неизвестно.

Коммерческая недвижимость История Санкт-Петербург Северо-Запад