В Речнике наступило затишье. Как заявил в минувшую субботу мэр Москвы Юрий Лужков, действия судебных приставов по сносу особняков в элитном поселке приостановлены на время проверки законности решений судов Генпрокуратурой РФ.
Самое время вспомнить и о том, что снос самостроев в Москве начался совсем не с бульдозера, занесшего свой ковш над первым домом в Татаровой пойме на берегу Москвы-реки. Лишь за прошлый год в столице снесено 110 самовольно возведенных объектов. А началась эта работа еще в 2006-м, когда создали городскую комиссию, перед которой и поставили задачу не только выявлять такие объекты, но и предупреждать их появление. Благодаря ее инициативе за эти пять лет столица избавилась от 367 незаконно построенных зданий. Еще 374 капитальных и 121 некапитальное строение находятся на контроле комиссии в настоящее время.
- Московские власти были вынуждены принять такое решение, так как начали остро проявляться последствия синдрома 90-х годов, когда выросло поколение, искренне убежденное в том, что за деньги можно купить все, - рассказал корреспонденту "РГ" Артем Храмов, начальник отдела регистрации прав на землю департамента земельных ресурсов Москвы, член комиссии с самого ее основания. - В результате самовольно построенные здания росли, как грибы. Некоторые из них выползали прямо на проезжую часть дороги, как однажды произошло это с торговым центром на Ленинградке.
Возглавляет комиссию первый зам. мэра Москвы Владимир Ресин. В состав входят все 10 префектов - им на местах виднее, что и на каких основаниях строится, - заместители руководителей департаментов имущества, земельных ресурсов, природопользования. В отличие от сороковых годов прошлого века, когда постановление Совета народных комиссаров давало право сносить любой самострой, что называется, без суда и следствия, для этого достаточно было распоряжения руководителя органа местного самуправления, комиссия строит свою работу на основании статьи 222-й Гражданского кодекса РФ и постановления правительства N 333. В соответствии с ними с незаконно возведенным объектом сначала разбирается рабочая группа, которая дает время либо на приведение объекта до разрешенных размеров, либо на демонтаж. Но если к назначенному сроку это не выполняется, то уже городская комиссия поручает префекту округа обратиться с иском в суд о сносе объекта.
- Так было и с Речником, - рассказал корреспонденту "РГ" Артем Храмов. - И только когда все судебные инстанции были пройдены, приступили к своим обязанностям судебные приставы.
Пыталась комиссия призвать к порядку и владельцев ООО "Элвест" префектуры Юго-Восточного округа. Эта фирма вместо разрешенного ей на проспекте Андропова строительства скромного предприятия общепита площадью 600 квадратов воздвигла пятиэтажное здание, которое закрыло собой даже красивейший пятикупольный храм Рождества Православной Богородицы в Старом Симонове. В декабре по решению суда префектура ЮВАО его снесла.
Впрочем, в последнее время все больше собственников предпочитают прислушиваться к рекомендациям комиссии, о чем свидетельствует тот факт, что в прошлом году уже половина "самовольщиков" разобрали свои строения добровольно. Этому способствует несколько факторов. Все, кто попал в поле зрения ее внимания, знают: улизнуть "из-под колпака" не удастся - есть система учета и мониторинга, неподкупная в отличие от продажного чиновника. Благодаря которой судьба объекта прослеживается на всех этапах. А недавно власти перекрыли еще одну брешь. Некоторые предприимчивые дельцы прежде находили лазейку, пользуясь тем, что городские власти и федеральные не всегда в курсе дел друг друга. Вот и получалось: вчерашний самострой, с точки зрения Москвы, в Федеральной регистрационной палате мог вполне принять облик строения, построенного по всем правилам. Начиная с этого года, в состав городской комиссии вошли представители Росреестра. Теперь у них - общая база данных.
Прижали самовольщиков и с другой стороны. Строят особняки, как известно, не олигархи, а строители. Но если для богачей потеря одного здания часто лишь убыток, но не разорение, то тем, кто исполняет их прихоть, не имея всего пакета разрешительной документации, теперь это может стоить лицензии. Поэтому то, что в прошлом году самостроев снесено уже чуть меньше, чем в 2008-м, это, по мнению городских властей, свидетельство наступления нового этапа в борьбе с самостроем, когда бьют не по хвостам, а предупреждают его появление.
Да и в самом деле, разве рискнут повторить свой опыт, например, владельцы ресторана "Витязь", что стоял на 36-м километре МКАД в Битцевском лесу? В конце 90-х годов они купили здесь маленький павильончик "Русское бистро", а потом на его месте неожиданно для всех появился шикарный трехэтажный ресторан, куда на шашлыки ехали представители всех кавказских республик. Чем больше было посетителей, тем дальше углублялись они в лес, не считаясь с тем, что вокруг - особо охраняемая природная территория. Теперь же те, кто едет по МКАД от Профсоюзной к Варшавке, видят на месте знаменитого ресторана лишь остатки забора и пустырь. Снос был осуществлен в июле прошлого года по решению суда, с иском в который обратилась префектура ЮЗАО.