08.02.2010 00:17
Культура

Андрей Максимов: Если артисты будут ощущать себя оценщиками работы худрука - мы потеряем русский репертуарный театр

Текст:  Андрей Максимов (писатель, член Российской академии телевидения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №25 (5104)
Читать на сайте RG.RU

Президент Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что "Аватар" никогда не вытеснит театр, - и все вздохнули с облегчением. Если президент так считает, значит, так тому и быть. А ведь волновались мы - те, кто любит русский репертуарный театр, нервничали. Уж сколько этому театру предрекали гибелей, смертей, а он выжил! И как я узнал от того же Дмитрия Анатольевича: в год театр собирает 30 миллионов зрителей! Цифра - огромная! Будем надеяться, что считали по головам, а не по отчетам. В общем, жив наш театр - и слава богу...

Казалось бы... В одной старой, еще советской пьесе, герой говорил: "Мы никогда не будем жить хорошо". "А кто ж нам помешает?" - удивленно спрашивали его. "А сами же себе и помешаем". Реплика считалась острой и всегда шла под овации зрителей. Реплика оказалась не только острой, но еще и прозорливой. Я - не политолог и никаких ненужных обобщений не делаю. Я - про конкретное. Про театр я.

Что такое русский репертуарный театр? Это безусловная, однозначная и всеобъемлющая диктатура режиссера. Великие русские театральные режиссеры были абсолютными диктаторами. Станиславский, Товстоногов, Гончаров, Охлопков, Завадский... Марк Анатольевич Захаров - просто-таки символ демократа в жизни, театр называет "добровольной диктатурой". И он прав. Художественный диктат, может быть, единственная форма диктатуры, которую принимают даже демократы.

Идет второй год, как Московский театр имени Станиславского возглавил Александр Галибин. За это время в его театре вышло 5 премьер... Он открыл малую сцену, заставил о театре говорить всерьез.

И тут - на тебе! - работники театра написали на него то, что интеллигентным языком называется "письмо", а попросту - донос. Донос был написан туда, куда и надо доносить - начальству, то есть лично мэру Ю.М. Лужкову и в Комитет по культуре при мэрии. Среди прочих авторов письма люди, которых я лично не просто уважаю, но люблю и всю жизнь буду им благодарен: актеры Владимир Коренев и Юрий Дуванов. Много лет назад я как режиссер, ставил первый в своей жизни спектакль - это была радиоверсия пушкинского "Бориса Годунова". Мы замечательно репетировали, а потом и Коренев и Дуванов здорово именно сыграли в радиоспектакле. Такое, конечно, всю жизнь не забывается. С Владимиром Борисовичем нас связывают замечательные человеческие отношения.

Тем не менее я не разговаривал по этому поводу ни с Галибиным, ни с Кореневым, вообще ни с кем. Я глубоко убежден, что в этой ситуации разбираться не надо. Мне лично совершенно все равно, почему возник конфликт. То ли потому, что Владимир Коренев действительно уговорил артистов сыграть спектакль на сорок минут короче (куда-то он спешил), ему объявили за это выговор, и он обиделся. То ли потому, что Галибин уволил зав лита театра Лану Гарон, и она сумела объединить недовольных главным режиссером. То ли просто артисты испытывают к худруку, как говорится, "личную неприязнь".

Мне это, повторяю, абсолютно все равно. В прессе прошло сообщение о том, что управление культуры создало комиссию, которая будет изучать то, что изложено в доносе. Поскольку я пишу в интеллигентную газету, то назову этот поступок мягко: неумный.

Любой худрук любого репертуарного театра за полтора года в состоянии сделать только одну ошибку: не ставить спектакли, не занимать труппу. На все остальное он имеет право в рамках Конституции и Уголовного кодекса.

Пять спектаклей за полтора сезона - это более чем много в наше кризисное, безденежное время. Уголовный кодекс и Конституцию Галибин, насколько я знаю, не нарушал. В чем причина сыр-бора? Чего пристали к парню? То, что этот человек переехал сам и перевез свою семью из Питера в Москву не для того, чтобы ломать, а для того, чтобы строить театр, видно уже по тому, как неистово он работает. Так вы не проверки ему устраивайте, а предоставьте возможность поработать. Время и возможности дайте ему - а там уж будете спрашивать.

Как должно быть? Вот управление культуры назначает худрука и отстает от него, желательно года на три. Через три года начальник управления культуры приходит в кассу театра и спрашивает: "Народ ходит?" Если ходит - договор пролонгируется. Вот если не ходит - тогда создавайте всякие комиссии и выясняйте, в чем дело. Президент страны совершенно справедливо радовался тому, что народ ходит в театр. Потому что театр делается для зрителя.

В советские времена один очень хороший, я даже думаю - выдающийся артист Театра имени Маяковского, в интервью сказал нелестные слова о главном режиссере театра Андрее Гончарове. Был уволен немедленно. Жестоко? Да. Справедливо? Да. Потому что артист - даже народный, даже отдавший всю свою жизнь служению конкретному театру - за этот театр не отвечает. А худрук отвечает. И он должен работать с теми, с кем он хочет работать. И делать то, что он считает нужным.

Не так давно подобный конфликт случился в Театре имени Вахтангова: тоже ряд артистов, и тоже - народных написали письмо про то, что Туминас ведет театр не туда. Министр культуры, интеллигентнейший Александр Алексеевич Авдеев как бы сказал всем: "Ребята, я пригласил этого человека, и я не вижу ничего такого, за что я должен бы снимать его с должности", - и продлил договор. Результат? "Дядя Ваня" и "Маскарад" - спектакли, на которые в огромный зал Театра имени Вахтангова попасть очень непросто.

Сергей Ильич Худяков - руководитель Комитета по культуре - сам лично привел Галибина в театр. Что ж такое сотворил худрук за полтора года, что проверки нужны? Артистам своей труппы не понравился? Я вообще считаю, что единственным адекватным ответом управления культуры на письмо должно быть увольнение всех тех, кто его подписал, невзирая на звания, награды и так далее. Это будет недемократично и жестоко. Но это будет правильно. И это будет очень важный для дальнейшей театральной жизни прецедент. Режиссер должен быть художественным диктатором. Никакого иного способа построить русский репертуарный театр не существует. Артисты должны либо подчиняться ему, либо уйти. Так - честно.

Поверьте, я очень люблю актеров. Я как режиссер поставил немало спектаклей, и у меня с актерами никогда, ни разу не было конфликтов. Это, говорю без иронии, святые люди, которые за маленькую зарплату отдают все свои силы, здоровье, время - сцене. И их место там - на сцене. Театр должен строить один человек, не чувствуя себя связанным по рукам и ногам. Вековая уже история русского репертуарного театра доказывает: успех его зависит только и сугубо от личности, стоящей во главе.

Так дайте этой личности свободу работать так, как ей хочется. Потом, пожалуйста, проверяйте. Но если артисты будут ощущать себя оценщиками работы худрука, если желание писать письма в нашем театральном быту войдет в привычку - мы потеряем русский репертуарный театр. И отыскать его уже никто не поможет. Даже президент.

Театр Социология