09.02.2010 00:20
Экономика

Спекулянтов хотят исключить из нефтяного рынка

Влияние "ненефтяных" факторов на цену сырья ограничат
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №5 (738)
Читать на сайте RG.RU

Международное энергетическое агентство (МЭА) в начале февраля предложило провести конференцию по противодействию спекулятивным и другим неоотраслевым факторам, все активнее искажающим цены на сырье. Предложение поддержано большинством стран - членами ОПЕК и многими другими странами-нефтеэкспортерами. Ожидается участие в этом форуме и "нефтегазовых" стран СНГ, в том числе России. Конференция состоится в Токио во второй половине февраля.

По мнению председателя МЭА Нобуо Танака, "спекулятивная игра, например, инвестфондов на нефтяном рынке ведет к резким необоснованным колебаниям цен на нефть. Что, в свою очередь, негативно сказывается на экономиках потребителях и производителях нефти. Поэтому могут оказаться полезны временные ограничения на объемы фьючерсных контрактов". По его мнению, свою лепту в спекулятивность цен вносят и геополитические "игры" в нефтеносных регионах и вблизи них. Как и "внезапные" данные об истощении нефтезапасов или, наоборот, об обнаружении крупных ресурсов нефтесырья в ранее ненефтеносных регионах.

Растущую спекулятивную долю в нефтяном рынке давно критикуют крупные добытчики-экспортеры - Иран, Индонезия, Венесуэла, Ливия, Алжир, Судан, Тунис. Если вкратце, их оценки таковы: доля влияния спекулятивных факторов в мировых ценах на нефть - больше 40%, и будет расти. Большинство из перечисленных стран предлагает вообще упразднить котировки нефте- и газопродукции на "считанных западных биржах". Кстати, стремление ослабить спекулятивное влияние на этот рынок привело к созданию в 1970-х годах отдельной от ОПЕК структуры - организации арабских стран - экспортеров нефти.

К упомянутой позиции, как и к мнению руководства МЭА, примыкает официальная позиция России, высказанная министром энергетики РФ Сергеем Шматко. Он заявил на состоявшемся еще в конце октября-2009 международном нефтяном форуме в Москве, что "основная проблема нефтяного рынка, о которой говорят и участники рынка, и эксперты - его подверженность растущему влиянию ненефтяных факторов. Причем быстро растет взаимозависимость мировых нефтяного и финансового рынков. На нефтяные цены активно влияют спекулятивные действия основных игроков финансового рынка, поэтому нужна система, которая исключала бы или хотя бы сдерживала влияние спекулятивного фактора".

Так, в разгар пиратских действий на западе Индийского океана в 2008-2009 годах - вблизи путей трансконтинентальных перевозок нефти, цены в основном шли вверх. Одновременно некоторые "западные" компании объявляли о предстоящей разработке крупных и высококачественных запасов нефти именно в "околопиратском" регионе - Йемене, Эритрее, Сомали и на шельфе Сейшельских островов. А во-вторых - тогда же сообщалось о крупных нефтересурсах вблизи французских островов в том же регионе. После чего цены почти сразу шли резко вниз. Но такие сообщения лишь частично подтвердились, из-за чего цены, хотя и незначительно, стали колебаться в обе стороны.

Как полагает С. Шматко, антиспекулятивными мерами могут быть, к примеру, система площадок для нефтяной торговли во многих странах-экспортерах (а не только на одной-двух мировых биржах, как до сих пор), большее использование долгосрочных контрактов, потому что "существующая система торговли нефтью и нефтепродуктами, привязанная к ограниченному числу торговых площадок и единой валюте (доллару США. - Прим. ред.), нуждается в реформировании".

Но конкретизирует такого рода идеи Андрей Конопляник, профессор Российского нефтегазового госуниверситета имени Губкина: "Нынешняя система биржевой торговли нефтяной продукцией, предусматривающая многократное превышение объемов торговли над объемами поставок, обладает повышенной притягательностью для спекулянтов и краткосрочных трейдеров. Но не для участников рынка с долговременными и серьезными намерениями. А "пляска" котировок - мягко говоря, не лучший ориентир для долгосрочных инвестиционно-нефтяных решений. То, что мы сегодня понимаем под ценой нефти, не является ориентиром для долгосрочного развития отрасли".

Нефть и газ