В Украине появится новый президент. Трудно найти лучшую отправную точку для восстановления России в качестве приоритетного торгового и инвестиционного партнера Украины. Но, как отмечают украинские эксперты, "в соответствии с принципами Всемирной торговой организации", в которую Украина вступила в позапрошлом году". В отличие от России.
Быстрое экономическое сближение Украины с РФ будет иметь свои рамки - в контексте украинского участия в ВТО. То есть в связи с ограничениями для стран - участниц этого блока по экспорту и импорту с государствами, не участвующими в ВТО.
Заметим, что сперва в едином таможенном союзе бывшего СССР планировалось участие и Киргизии. Но ее "сепаратно" приняли в ВТО в конце 1990-х. Предписанный же этой организацией режим пошлин и квот сперва затруднил, а затем фактически исключил участие Киргизии в едином таможенном пространстве, недавно образованном Россией, Белоруссией и Казахстаном. Но только ли предписания ВТО - главные факторы влияния на российско-украинские экономические связи?..
Россия для Украины - традиционно основной экономический партнер, что обусловлено и бессрочными географическими причинами (которых, в буквальном смысле, нет в российско-киргизских экономических связях). Вот лишь некоторые узловые параметры экономической "сопричастности" (по данным ряда экономических ведомств РФ, Украины и Экономического совета СНГ).
Первое. Свыше 70 промышленных и инфраструктурных предприятий в России и более чем 50 - в Украине и ныне завязаны друг с другом по технологической кооперации. Поэтому, например, во многих российско-белорусских промышленных программах участвует минимум 25 украинских предприятий.
Второе. Украина по-прежнему остается основным поставщиком в Россию - подчеркнем, с 1970-х годов - минимум 35% объема потребляемых в РФ магистральных нефте- и газопроводных труб. Причем с украинскими предприятиями-партнерами в этой сфере по технологической кооперации сотрудничает до 20 российских предприятий.
Третье. Украина остается долговременным и крупнейшим поставщиком в РФ глинозема (алюминиевого полуфабриката), марганца, железорудных полуфабрикатов, многих видов мебельной древесины, химических полуфабрикатов.
Четвертое. Свыше трети среднегодового объема внешнеторговых перевозок России осуществляется через Украину. В том числе свыше 55% объема экспорта из РФ газа и почти 30% - нефти и нефтепродуктов.
Пятое. Минимум 40% объема внешнеторгового ассортимента Украины сориентировано на российский спрос. Включая и некоторые изделия приборостроения, транспортного, энергетического машиностроения, бытовой химии, кукурузу, свеклосахарное сырье, продукты животноводства, птицеводства, племенной скот, плодоовощи.
Шестое. Доля сопредельных областей обеих стран во внешней торговле этих регионов превышает 70%. А общая территория российско-украинского приграничья - заметим, сравнима с территориями Венгрии или Австрии - то есть свыше 80 тыс. кв. км. Поэтому пограничные области РФ и Украины участвуют в пяти зонах приграничного экономического сотрудничества, созданных, кстати, при содействии Евросоюза (так называемые "Еврорегионы": их специфику и тенденции развития в 2009-м рассматривала "РБГ").
И, наконец, седьмое. Российские капиталовложения занимают первое место среди зарубежных инвестиций именно в производственных украинских отраслях.
Уже только эти факторы предопределяют если не "вторичность" предписаний со стороны ВТО, то, во всяком случае, неизбежность тесного экономического российско-украинского взаимодействия. Независимо от политической конъюнктуры.
Похоже, именно упомянутые факторы имел в виду В. Янукович, когда в телемосте с Давосом разъяснил свою позицию: "Объемы взаимного товарооборота в последние годы сильно упали. Это последствия "заполитизированной" политики последних лет, которую мы бы не хотели продолжать. Украина готова быть надежным партнером в формировании единого экономического пространства России с Европой. Тем временем РФ, Беларусь и Казахстан ушли далеко вперед в создании единого экономического пространства в СНГ. Поэтому мы будем строить партнерские отношения с Россией, которые будут нас объединять в вопросах экономической интеграции..."
Между тем бывшие президент и премьер-министр Украины еще весной 2008 года поручили украинским министерствам и бизнес-структурам разработать предложения по ускорению создания общего экономического пространства (ОЭП) в составе Таможенной "тройки" СНГ плюс Украина. Напомним, что Договор по ОЭП был подписан президентами этих стран в Ялте еще в 2003 году. Так что и прежние украинские власти осознавали стратегическую роль России во внутри- и особенно во внешнеэкономической политике Украины.
У генсека Совета межпарламентской ассамблеи СНГ Михаила Кротова однозначное мнение: "Для Украины Россия - главный экономический партнер. В 2008 году - то есть до кризиса - 40 млрд долл. составлял взаимный товарооборот. А потенциал - 70 миллиардов долларов. Законодательство же Украины обязывает ее участвовать в едином экономическом пространстве. Ибо Договор о ЕЭП Украина не только подписала: его в 2004-м ратифицировала Верховная рада. По многим экономическим причинам в Украине заинтересованы в развитии и приграничного сотрудничества как с Россией, так и с Белоруссией". А по данным посольства Украины в РФ, косвенно подтверждающим мнение М. Кротова, "Россия входит в 10 стран - крупнейших инвесторов в Украине. Она занимает 7-е место в общем объеме вложенных капиталовложений в украинскую экономику".
Важно и то, что недавно приступивший к обязанностям посла РФ в Украине Михаил Зурабов распоряжением президента России Дмитрия Медведева 19 января назначен также спецпредставителем российского президента по развитию экономического сотрудничества с Украиной. То есть российская сторона подчеркнула экономическую значимость для РФ украинского "направления".
А вот - свежее подтверждение заинтересованности Киева и Москвы в таможенно-экономическом взаимодействии: 28 января на украинском погранпункте пропуска Юнаковка состоялись переговоры Курской, Белгородской (РФ) и Сумской (Украина) приграничных таможен. По данным пресс-секретаря Курской таможни Александра Ошерова, "по предложению руководства Сумской таможни были в положительном ключе рассмотрены вопросы, связанные с таможенным оформлением и контролем товаров, перемещаемых на Коренскую выставку-ярмарку (в соседнем с Украиной районе Курской области. - Прим. ред.), а также скоропортящихся продуктов растительного происхождения. Поступившие предложения будут "доизучены" и учтены на практике. Что касается таможенного сотрудничества на белгородском и курском участках границы, стороны пришли к единогласному мнению, что эти отношения динамично развиваются... Свою особую задачу стороны видят и в том, чтобы максимально содействовать активизации внешнеэкономической деятельности в регионах ответственности таможен". По той же информации, "развивающееся взаимодействие таможенных структур позволит максимально упростить пропуск грузов через границу и в перспективе создать "зеленый коридор" (приграничная таможенная зона с упрощенным режимом сквозного пропуска. - Прим. ред.). От этого только выиграют экономики обоих дружественных государств".