09.02.2010 00:30
Экономика

Правительство приняло решение о поддержке развития сети зернохранилищ

Правительство приняло решение о поддержке развития сети зернохранилищ
Текст:  Михаил Чкаников
Российская газета - Федеральный выпуск: №26 (5105)
Читать на сайте RG.RU

Через несколько дней первый пароход с 32 тысячами тонн российского зерна отвалит от причала нового отгрузочного терминала в Туапсе и возьмет курс на Египет. Вчера первый вице-премьер Виктор Зубков нажал символическую кнопку и запустил терминал. Пшеница пошла в трюмы.

"Проект реализован без участия государства", - заявил первый вице-премьер после пуска. И сделал вывод, что "реализация экспортных и инфраструктурных проектов - дело востребованное и перспективное". В этом году в России собрали 97 миллионов тонн зерна. Внутреннее потребление по самым оптимистическим прогнозам достигнет 79 миллионов тонн зерна. С учетом того, что с прошлого года осталось около 20 миллионов тонн, у нас есть что предложить миру. Правда, некоторые эксперты говорят о том, что спрос на зерно в этом году снизится.

Новый терминал в Туапсе обошелся бизнесу более чем в 1,8 миллиарда рублей, срок его окупаемости - более 5 лет. Он рассчитан на перевалку на экспорт двух с половиной миллионов тонн зерна в год. По прогнозам минсельхоза, в текущем зерновом году (заканчивается 30 июня) Россия отправит на экспорт не менее 22 миллионов тонн зерна.

Аналитики предсказывают жесткую конкуренцию мирового рынка. Виктор Зубков заявил, что выигрывает на мировом рынке тот, у кого лучше развита инфраструктура экспорта. Он привел в пример Украину, которая производит 47 миллионов тонн зерна, а перевозить на экспорт может 35 миллионов тонн. Россия же при урожае вдвое выше располагает мощностями для отгрузки на экспорт лишь 23 миллионов тонн.

При этом эксперты говорят, что конкурентоспособность российского зерна, в первую очередь, снижают даже не проблемы в портах, а высокие железнодорожные тарифы по перевозке зерна. Некоторые считают наши тарифы самыми высокими в мире. К тому же они продолжают расти.

По данным, которые содержатся в докладе минсельхоза, экспортная цена на пшеницу четвертого класса на борту судна - 5250 рублей за тонну - не покрывает затрат на закупку и погрузку пшеницы на пароход.

Сама перевалка тонны зерна в порту обходится в 585 рублей, а отгрузка с элеватора в ж/д вагоны - 400 рублей. А вот доставить зерно из Южного федерального округа до того же Туапсе или Новороссийска можно в среднем за 843 рубля за тонну. А из Сибири - за 2403 рубля за тонну. Поэтому закупать там пшеницу для экспорта рейдеры могут лишь по 250 рублей, а это абсолютно невыгодно аграриям.

Транспортники говорят, что в России не хватает отгрузочных элеваторов, на которые аграрии могли бы свозить свое зерно сравнительно небольшими партиями, а уже оттуда в порты отправлялись бы маршрутные поезда. Виктор Зубков сообщил, что правительство приняло решение субсидировать строительство и модернизацию зернохранилищ, зерновых портовых терминалов и предприятий по переработке зерна. Однако очевидно, что эти меры могут привести к снижению цен на российское зерно в портах не в этом году.

АПК Вице-премьеры