10.02.2010 00:20
Культура

В Москве прошел Х международный фестиваль "Триумф Джаза"

В Москве состоялся престижный международный фестиваль
Текст:  Александр Волков
Российская газета - Федеральный выпуск: №27 (5106)
Читать на сайте RG.RU

Четыре дня в Московском международном Доме музыки и Клубе Игоря Бутмана проходил Х фестиваль "Триумф Джаза".

Он представил как суперзвезд международной сцены, так и лучших отечественных музыкантов.

Несмотря на занятость в политической жизни страны и участие в телевизионных шоу, у саксофониста, композитора, промоутера Игоря Бутмана остается много сил на главное дело его жизни - развитие в России культуры джаза.

В первый день основное внимание было сфокусировано на гитаристах и барабанщиках. Открывало фестиваль трио Олега Бутмана, к которому присоединилась эффектная вокалистка Ченда Рул. Наибольший интерес вызвало выступление трио фьюжн-гитариста Майка Стерна, которое играло очень красивый инструментальный джаз-рок, часто переходя к рок-риффам. Стерн старался обаять публику мармеладным импрессионизмом своей музыки, в то время как его партнеры - легендарный ударник Дэйв Вэйкл и меланхолично-улыбчивый басист Том Кеннеди - создавали ощущение удивительной легкости и живости.

Одним из самых ожидаемых музыкантов "Триумфа" был живущий в США выходец из Бенина гитарист Лионель Люэке, в записи альбома Karibu которого приняли участие звездные Хэрби Хэнкок и Уэйн Шортер. Этноджаз высокого и обманчиво нескладного афро-американца звучал на редкость естественно, он даже заставил публику петь африканские напевы - что-то вроде "аюваю-июваё", что случается на джаз-фестивалях нечасто. Понравился и особой мягкой, затягивающей манерой игры его барабанщик - венгр Ференц Немет. Как, впрочем, лохматый и брутальный Джоэль Тейлор - ударник трио пианиста Леонида Винцкевича, исполнявшего грамотный и энергичный мейнстрим и этим идеально выразившего идею фестиваля.

В завершение вечера на сцену вышел Биг-бенд Игоря Бутмана, впрочем, лидер и идеолог фестиваля появлялся в разных составах и, кроме того, вел концерт, стараясь поддерживать оптимистичную и ироничную атмосферу.

Особенно это его умение пригодилось на второй день, когда главными на сцене стали пианисты. Перед выступлением главной звезды фестиваля - знаменитого Маккоя Тайнера, прославленного участием во многих лучших записях Джона Колтрейна, произошла задержка - единственный, кстати, организационный сбой - в ММДМ долго не могли настроить рояль. За дело пришлось браться самому пианисту Ивану Фармаковскому, квартет которого с успехом перед этим отыграл свой сет - включая аккомпанемент очаровательной певице Кармен Ланди. Пока Иван колдовал над фортепиано, Бутман не давал скучать публике. Часть ее помогала Фармаковскому, жестами и криками подсказывая "выше" или "ниже" должен звучать инструмент, вторая же слушала байки и даже пару анекдотов из уст идеолога фестиваля, который затем успел пообщаться и с Алексеем Кудриным - министр финансов заглянул на джазовый огонек.

Тайнер появился на сцене как звезда - значительная часть публики приветствовала его стоя - и музицировал с силой и убедительностью, свойственными только большим мастерам. Выступление его квартета со специальным гостем - саксофонистом Гэри Бартцом стало ожидаемым и безусловным пиком фестиваля.

Триумф джаза был гарантирован мастерством музыкантов. А успех фестиваля послужит главному: воспитанию и привыканию публики к подобным событиям. Об этом говорил и знаменитый музыкант и педагог Анатолий Кролл, чей Джаз-оркестр Academic Band закрывал фестиваль - играющие в нем молодые музыканты запомнят этот день на всю жизнь, а это и есть гарантия будущих триумфов.

Музыка Москва Столица