С ростом безработицы у браконьеров появилась возможность вербовать в свои ряды тех, кто лишился постоянных средств к существованию.
Об этом "РГ" рассказал руководитель управления по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов при ГУВД Ростовской области Анатолий Палий.
Российская газета: Анатолий Александрович, каков он, современный браконьер?
Анатолий Палий: В представлении обывателя браконьер - это дедушка в сапогах-забродах, который сам сплел сеть и на деревянной лодочке ловит рыбу в неположенном месте. Но статистика утверждает, что большая часть браконьеров - 65 процентов - крепкие молодые люди от 20 до 40 лет. Они имеют дорогостоящие плавсредства, оснащенные мощными моторами, импортные снасти и электронные приборы навигации. Среди нарушителей людей старше пятидесяти лет всего шесть процентов.
В прошлом году за незаконный лов рыбы было привлечено к ответственности 480 человек, из них почти 25 процентов попадались сотрудникам управления и раньше, значит, для них браконьерство является основным видом заработка. Чуть менее 82 процентов нигде не работают, и эта цифра будет расти из-за сложной обстановки на рынке труда. Изменился не только возраст и техническая оснащенность, но и имущественный ценз браконьеров. В этой среде произошло серьезное расслоение, появились те, кто обладает уже не одним плавсредством и предпочитает не выходить в акваторию самостоятельно, а приглашает наемных работников.
РГ: Какие еще тенденции наблюдают специалисты вашего ведомства?
Палий: Нарушители стали теоретически подкованными, целая система адвокатов консультирует их, подсказывая, что делать и говорить в случае задержания, дабы избежать ответственности. Браконьеры пытаются войти в сговор с рыбодобывающими предприятиями, имеющими лицензии, и таким образом легализовать свою деятельность. Этот процесс имеет место, к примеру, на территории Цимлянского водохранилища.
Самое главное - не просто поймать нарушителя, но выявить всю преступную цепочку: скупщиков, перевозчиков, изготовителей, реализаторов и тех, кто, используя коррупционные связи, выписывают всевозможные документы, например, ветеринарные справки, легализующие незаконный улов.
Согласно прошлогодней статистике нами было раскрыто 21 коррупционное преступление. Можно уверенно констатировать факт: определенная часть рыбных деликатесов приготовлены в подпольных условиях и такой бизнес будет активизироваться.
Мы прогнозируем всплеск количества недоброкачественной рыбопродукции на рынках Ростовской области. Ведь кратность проверок контролирующих органов стала значительно меньше, а надеяться на добросовестность тех, кто использует для приготовления рыбопродуктов незаконно выловленную рыбу, нельзя.
Производство пресервов, процесс вяления и копчения деликатесной продукции с нарушением проверенных технологий, в условиях бесконечно далеких от санитарных может привести к тяжелым последствиям для здоровья. В настоящее время готовая продукция на прилавках в несколько раз превышает ресурсы и мощности легально существующих рыбоперерабатывающих предприятий.
РГ: Существуют ли нестыковки на законодательном уровне, не позволяющие активнее работать в области охраны биоресурсов?
Палий: Есть серьезная проблема с вывозом рыбопродуктов с водоемов. Если браконьер не был задержан непосредственно во время ловли, то он может везти свою добычу к местам сбыта мешками, придумывая при этом любые отговорки, даже самые неправдоподобные, к примеру, выловил несколько сот килограммов рыбы удочкой. Есть проблема и с лесковыми сетями китайского производства, которые изготовляются из полимеров.
На федеральном уровне действует запрет на ввоз таких сетей на территорию РФ. Однако их успели завезли столько, что они еще долго будут попадать на прилавки магазинов. Китайские сети наносят огромный вред природе, ведь в воде они не растворяются, а стоимость их так мала, что нужды вытаскивать такие средства лова из речки просто нет. Легче купить новую. Продавать китайские сети на рынках запрещено, но этот запрет действует только в Ростове и некоторых муниципальных образованиях. На территории большинства районов данный запрет не работает.
К тому же изменилась система реализации, сети теперь нельзя продавать на рынках в открытую, зато в магазинах их можно купить вполне легально. В прошлом году изъято более 700 сетей общей длиной 47,4 километра, 96 плавсредств и 2700 единиц незаконных орудий лова. Выявлено 37 тонн нелегально добытой продукции, что в денежном эквиваленте составляет более 2,5 миллиона рублей.
РГ: Помогает ли общественность бороться с браконьерами?
Палий: Подавляющее большинство преступлений раскрыто с использованием оперативной информации. Население активно помогает нам, сообщая о фактах браконьерства.
Любой сознательный гражданин может набрать номер и сообщить полезную информацию, и надо сказать, что процесс этот идет все активнее. Залог эффективной борьбы с браконьерством - модернизация законодательной базы и укрепление связи между органами, стоящими на страже биоресурсов, и сознательной частью общества, ведение активной разъяснительной работы. Если сейчас браконьерам дать волю, то уже следующее поколение о рыбе будет знать только из рассказов старших родственников.