11.02.2010 00:00
Власть

Валерий Бельский: Разработана концепция единой аграрной политики Союзного государства

Разработана концепция единой аграрной политики Союзного государства
Текст:  Лилия Хлыстун (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №5 (441)
Читать на сайте RG.RU

В декабре 2008 года на совместном заседании коллегии Минсельхоза России и Минсельхозпрода Беларуси, состоявшемся в Минске, была поставлена задача: разработать концепцию единой аграрной политики Союзного государства. За ее выполнение взялись ученые двух стран. Разработчиками стали ВНИИ экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук и Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси, с директором которого Валерием Бельским побеседовала корреспондент "СОЮЗа".

- Валерий Иванович, на какой стадии сейчас находится документ?

- В сентябре 2009-го на совместном заседании коллегий Минсельхоза России и Минсельхозпрода Беларуси в Москве основные направления Концепции единой аграрной политики были одобрены. В проект документа внесли некоторые поправки. В результате доработанный вариант в целом устраивает белорусскую сторону. Он предусматривает формирование общего аграрного рынка Союзного государства, единых ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-гигиенических требований в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, инновационное сотрудничество. Словом, все то, к чему аграрии двух наших государств шли не один год. Сейчас документ находится на рассмотрении в российском Минсельхозе. Рассчитываем, что в ближайшее время он будет согласован.

- Судя по длительности подготовки концепции, в процессе у разработчиков возникало немало разногласий?

- За почти 20 лет самостоятельного развития наших государств мы достаточно отдалились друг от друга в подходах к аграрной отрасли, что, несомненно, осложнило работу над документом. Хотя и общего у нас немало. К примеру, и Россия, и Беларусь заинтересованы в росте сельскохозяйственного производства, повышении его конкурентоспособности. Поэтому оба государства финансируют программы по развитию сельского хозяйства с помощью кредитов, которые удешевляются с целью повышения их доступности для крестьян. И все же вопрос гармонизации государственной поддержки сельхозпроизводителей стал достаточно острым при разработке документа. Бытует мнение, что более высокий уровень дотаций сельского хозяйства в Беларуси позволяет иметь одностороннее преимущество на рынках России. К примеру, в расчете на гектар посевов в 2008 году в Беларуси было выделено в виде субсидий в 4,5 раза больше государственных средств, чем в России. С другой стороны, природный потенциал белорусских земель несоизмерим с тем, которым обладают соседи: на территории России находится 40 процентов мировых запасов черноземов. Белорусским крестьянам нужно на порядок больше вкладывать в пашню минеральных удобрений. Кроме того, различия в уровне налоговой нагрузки, в политике ценообразования фактически уравнивают субсидирование аграрной отрасли двух государств.

Поводом для разногласий стало применение ежегодных прогнозных балансов спроса и предложения во взаимной торговле, сформированных на несколько лет по мясу, молоку и сахару. В реальности - это те же квоты по чувствительным для Беларуси экспортным товарам. В условиях общего рынка такие ограничения, естественно, нежелательны. Тем более что поставки из Беларуси вряд ли могут ущемить интересы российских производителей: ни по одному продукту наша страна не занимает даже 10 процентов на российском рынке.

- Существуют также различия в стандартах и регламентах...

- Да, хотелось бы иметь в Союзном государстве единые требования в области регулирования качества и безопасности продукции. Сейчас стандарты и регламенты отличаются, что зачастую становится барьером на пути продвижения продукции на рынок. Необходим наднациональный орган, который будет регулировать сложные вопросы в этой области. С учетом того, что с 1 июля может начать действовать Таможенный союз, это тем более актуально. Выскажу свое мнение: в свете новых реалий, на мой взгляд, задачи, которые ставились разработанной нами концепцией единой аграрной политики Союзного государства, получаются немного узковаты. Ведь подобный документ уже нужен для трех государств - России, Беларуси и Казахстана. Аграрная отрасль важна для каждой из стран, ведь на нее "завязана" продовольственная безопасность. Соблюсти баланс интересов каждого из участников общего рынка крайне важно. Не случайно решение о создании нормативной правовой базы единого экономического пространства предусматривает в том числе разработку соглашения по сельскохозяйственным субсидиям.

- И что мы получим в итоге, когда разработанный учеными документ начнет реализовываться?

- Рынок сельхозпродукции в Союзном государстве станет более предсказуемым, прозрачным. Активнее пойдет взаимная торговля. Эффективнее начнут использоваться ресурсы, улучшится обеспечение населения продовольствием, промышленности - сырьем. Все это, помимо экономического, даст и социальный эффект: новый стимул к развитию получат сельские территории. Конечно, на начальном этапе правильнее будет говорить о проведении не единой, а, скорее, согласованной политики в аграрной сфере. Ведь в отличие от Евросоюза, где она действительно работает, в Союзном государстве не предусмотрено формирования единого источника финансирования сельского хозяйства и одинаковых подходов к развитию отрасли на всей территории. Но если удастся реализовать намеченное, это можно будет считать большим шагом вперед во взаимном сотрудничестве.

Внешняя политика Союзное государство России и Беларуси