11.02.2010 00:18
Культура

В Германии открывается юбилейный Берлинале

Наш фильм "Как я провел этим летом" будет охотиться на берлинских "Медведей"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №28 (5107)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня китайским конкурсным фильмом "Вместе порознь" (режиссер Ван Цяньань) в Германии открывается 60-й юбилейный международный кинофестиваль Берлинале - один из трех крупнейших в Европе.

Впервые заявив о себе в 1951 году в полуразрушенном еще Западном Берлине, фестиваль сразу поставил перед собой задачи чисто политические: в разделенной войной Европе наводить мосты между двумя противостоящими мирами. Социалистический лагерь не спешил с ответным жестом, Советы настороженно присматривались к новой культурной инициативе в поисках признаков провокации. Правда, через год в порядке пробного камня разрешили показать в ретроспективной программе фильм Эрмлера "Обломок империи", но и потом еще долго делали вид, что такого фестиваля не существует. И только в 1974 году в западноберлинском конкурсе появился первый наш фильм - им была драма Родиона Нахапетова "С тобой и без тебя".

Первым берлинским "Медведем" мы завладели в 1975 году, когда в конкурсе прошла молодежная драма "Сто дней после дет ства" - Сергей Соловьев был признан лучшим режиссером. Это было воспринято как жест доброй воли, фестиваль стал считаться лояльным, и вслед за "большим братом" в его конкурс потянулись кинематографисты стран Восточной Европы.

Но вечное ожидание "провокаций" никуда не исчезло и время от времени приводило к громким скандалам, которые теперь выглядят паранойей. В 1979 году советская делегация демонстративно покинула зал на первых же кадрах фильма Майкла Чимино "Охотник на оленей": на экране праздновали свадьбу эмигранты из России.

Вслед за ней послушно ретировались делегации стран "соцлагеря". Один из самых сильных фильмов против войны во Вьетнаме стал в СССР "антисоветским", его просмотр на видео смельчакам мог стоить свободы. Берлинале не счел возможным игнорировать этот протест - призы отдал другим картинам, о которых сегодня никто не помнит. И потом долго "восстанавливал отношения": давал приемы в честь советских делегаций, ввел русский язык в число официальных и стал щедрее на "Медведей". Их получали мастера хорошие и достойные наград: режиссеры Кира Муратова, Лариса Шепитько, Вадим Абдрашитов, Глеб Панфилов, Толомуш Океев, Виктор Аристов, актеры Инна Чурикова, Евгения Глушенко, Анатолий Солоницын.

Фестиваль часто обвиняли в политиканстве. Но с течением лет стало ясно, что он реально способствовал воссоединению Европы и воцарению на ней мира. Именно потому, что не отделял искусство от актуальных проблем реальности. Понимал кино как одно из мощных средств взаимопонимания между народами и системами.

Когда два мира перестали существовать, СССР распался, Германия стала единой, а бывший соцлагерь канул в Лету, наводить мосты стало уже не нужно, и фестиваль словно потерял точку опоры. Он привык к политической сверхзадаче и так отвык от художественных критериев, что не может их выработать до сих пор. Россия перестала его занимать как политическая сила, а в ее творческие потенции новая дирекция Дитера Косслика, судя по всему, не верит. Российское кино для Берлинале теперь не более чем поставщик экзотики - сибирской дикости и неизжитых тоталитарных нравов. За последние десять лет наши фильмы в его главный конкурс приглашались только дважды: в 2000 году - "Русский бунт" Александра Прошкина и в 2005-м - "Солнце", снятое на японском языке Александром Сокуровым. Обе картины не получили ничего. Хотя в побочных программах приза был удостоен молодой режиссер Андрей Кравчук за фильм "Итальянец" и взял "золото" Сергей Овчаров за короткометражку "Фараон".

Теперь плотина вдруг дала трещину, и после пятилетнего отсутствия мы в главном конкурсе. По условиям фестивального эмбарго я не могу рецензировать фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" до его берлинской премьеры 17 февраля, но у меня ощущение, что у него есть шансы на успех. Это история взаимоотношений двух героев на заброшенной метеостанции на краю Чукотки. Это психологический триллер, и напряженность в зале обеспечена простым сценарным ходом: мы, как и один из героев, знаем нечто такое, чего не знает второй герой. Картина снималась новейшей цифровой камерой RED, что позволило включить в число главных действующих лиц третье - невероятную природу Крайнего Севера. Играют Сергей Пускепалис, известный по фильму "Простые вещи", и Григорий Добрыгин из "Черной молнии", который раскрывается в совершенно ином амплуа.

Два российских дебютных фильма представлены в программе "Панорама": "Пропавший без вести" Анны Фенченко и "Весельчаки" Феликса Михайлова. Первый, как обещает фестивальный пресс-релиз, - "драма с элементами гротеска" о поисках мифической свободы, второй - музыкальная лента о невзгодах, преследующих бедолаг из трансвестит-шоу. По негласному правилу Берлинале "Панорама" выполняет две функции - открывает новые имена и поставляет репертуар для параллельного конкурса "Тедди", который специализируется на фильмах гей- и лесбийской тематики. Судя по тому, что "Весельчакам" доверено открыть "Панораму", фестиваль намерен вернуться к своей миссии наводить мосты - на этот раз мосты толерантности.

В программе "Форум" пройдет фильм "Я" Игоря Волошина, уже знакомого Берлину по панк-драме "Нирвана". В молодежной программе "Поколение" участвуют короткометражки "Козья хатка" Марины Карповой и "Дерево детства" Натальи Мирзоян. На 7-м рынке копродукций свой новый проект "Елена" потенциальным инвесторам представит Андрей Звягинцев - единственный из европейских режиссеров получивший за этот сценарий специальную премию на недавнем фестивале авторского кино в Санденсе (США).

Жюри главного конкурса возглавит Вернер Херцог, жюри конкурса дебютов - Михаэль Верховен.

Среди главных событий киномарафона - премьера восстановленной копии классической антиутопии Фрица Ланга "Метрополис". Немая лента будет демонстрироваться в зале театра "Фридрихштадтпаласт" в сопровождении симфонического оркестра Берлинского радио. Среди внеконкурсных премьер - "Девять" Роба Маршалла, "Безымянный автор" Романа Поланского и "Остров проклятых" Мартина Скорсезе.

Лауреатов юбилейного Берлинале объявят на церемонии закрытия 20 февраля.

Кино и ТВ Германия