11.02.2010 00:11
Власть

Контрольные органы проанализировали, как расходуются средства союзного бюджета

Контрольные органы проанализировали, как расходуются средства союзного бюджета
Текст:  Владимир Бибиков (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №5 (441)
Читать на сайте RG.RU

Насколько рационально расходуется союзный бюджет? Этот вопрос постоянно находится в поле зрения контрольных органов Беларуси и России. В Минске прошло заседание совместной коллегии Комитета государственного контроля Беларуси и Счетной палаты России, где было рассмотрено заключение по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета за 2008 год.

- Безусловно, исполнительская и финансовая дисциплина повысилась, - считает глава Счетной палаты Сергей Степашин. - Вовремя стал приниматься союзный бюджет и финансирование совместных программ идет более ритмично. Но мы столкнулись с уникальной ситуацией. Союзный бюджет, пожалуй, единственный в мире, который исполнен с профицитом. К сожалению, ряд министерств и ведомств не полностью использовал выделенные им средства. И нас не радует, что в 2008 году бюджет был пополнен на 700 миллионов рублей за счет переходящих остатков. Это значит, что не полностью выполнены некоторые совместные программы.

Как выяснилось в дальнейшем, это результат того, что некоторые союзные проекты слишком долго рассматриваются и утверждаются в национальных инстанциях, соответственно, и их выполнение начинается с опозданием.

Порой первопричина в недостаточно четкой исполнительской дисциплине работников министерств и ведомств. Некоторые, отметил С. Степашин, считают, что союзное строительство их не касается. В очередной раз на коллегии в числе отстающих называлась, например, программа производства в России универсальных энергетических комплексов сельскохозяйственного назначения. Такого, по мнению руководителей контрольных ведомств двух наших стран, быть не должно. Поэтому состоялся жесткий разговор с представителями нескольких структур, допустивших отставание в использовании в 2008 году средств союзного бюджета и, соответственно, в выполнении союзных программ. Был поднят также вопрос о незавершенности статуса союзной собственности, что не позволяет пополнять союзный бюджет за счет уже выполненных разработок.

- Мы некоторые программы реализуем в два-три этапа, - пояснил на коллегии контрольных ведомств Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин. - Программа развития дизельного автомобилестроения, например, заняла уже 10 лет. Благодаря таким совместным проектам ожили тысячи предприятий, получили работу миллионы людей. Но в то же время надо учитывать, что заявки на выделение средств из союзного бюджета делают конкретные министерства и ведомства и они же порой не обеспечивают рациональное и полное их использование.

Зенон Ломать принципиально отреагировал на такую ситуацию:

- Этот профицит бюджета создан искусственно. И причина тут в недоработках государственных служащих. Мы в первую очередь усилим контроль за реализацией союзных программ.

Свои совместные выводы о выполнении союзного бюджета-2008 контрольные ведомства двух стран направят Председателю Высшего Государственного Совета Александру Лукашенко, Председателю Совета Министров Союзного государства Владимиру Путину, в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. И все-таки руководителей Комитета госконтроля и Счетной палаты беспокоит, что некоторые нормативные акты, призванные обеспечить более рациональное использование союзных средств, не принимаются уже достаточно длительный период, повторяются и отдельные недостатки. Поэтому С. Степашин и З. Ломать заявили о намерении обратиться к главам правительств своих стран с просьбой предоставить им слово на намеченном на середину марта заседании Совета Министров Союзного государства в Бресте. Ожидается, это позволит развязать самые тугие проблемные узлы.

Между тем в ближайшее время с построением Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана роль контрольных ведомств еще более усилится. Речь о том, чтобы в новых условиях на огромной единой таможенной территории не образовались серые зоны, где всевозможные дельцы могли бы легализовать импортный товар без уплаты пошлин. Предполагается, что уже в третьем-четвертом кварталах нынешнего года эту тему обсудят на совместном заседании коллегии контрольных органов трех стран. При этом будет сполна использован многолетний опыт сотрудничества Комитета госконтроля Беларуси и Счетной палаты России.

Внешняя политика Счетная палата