11.02.2010 00:45
Экономика

Виктор Тархов: Вопросы управления отходами должны решать муниципалитеты, а не Госдума

Текст:  Виктор Тархов (председатель секции "Экология города" Союза российских городов)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5107)
Читать на сайте RG.RU

Уровень потребления материальных благ растет год от года, а с ним - и объем бытовых отходов. Крупные города "производят" миллионы кубометров мусора в год, при этом от 10 до 25 процентов отходов оказывается на несанкционированных свалках: в канавах, оврагах, лесополосах.

Законодательством РФ функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки ТБО закреплены за муниципалитетами. Вместе с тем у них недостаточно полномочий, чтобы грамотно организовать и контролировать весь процесс. Фактически органы местного самоуправления - это дворник с двумя метлами, у которого обязанностей по уборке куча, а прав - никаких.

К примеру, у местной власти нет функции учета отходов. Мы не можем сегодня точно сказать, сколько собирают управляющие компании и предприятия различных форм собственности и подчинения. Все это ведет к несанкционированным свалкам, на ликвидацию которых крупные города тратят порядка 100 миллионов бюджетных рублей ежегодно. Это деньги, выброшенные в костер.

Второй момент: у муниципалитетов нет полномочий по установлению реальных нормативов накопления ТБО для социальной сферы. Те, что утверждены сегодня, намного меньше реальных цифр. Результат - переполненные контейнеры на мусорных площадках. Надзорные органы, в частности природоохранная прокуратура, считают, что утверждение нормативов - прерогатива федеральной власти, а точнее - правительства РФ. На мой взгляд, это очевидная правовая глупость. Муниципалитеты вполне могут разработать и утвердить нормативы, при этом они должны исчисляться не в кубических метрах, как сейчас, а в тоннах. Тогда перевозчики перестанут заниматься транспортировкой "воздуха" и установят прессовое оборудование.

Еще одна проблема, касающаяся ТБО, - отсутствие правового механизма, побуждающего жильцов частного сектора заключать договоры на вывоз мусора. По действующему законодательству вывоз мусора считается жилищной услугой, плата за него включена в общую графу "содержание имущества". При этом расчеты производятся, исходя не из количества проживающих, а из размера жилплощади, хотя всем понятно: мусорит человек, а не метр. Пилотные проекты, реализованные в Екатеринбурге, Самаре, показали, что экологическая культура населения низка. За полгода количество домовладельцев, заключивших договоры на вывоз мусора, выросло всего на 15 процентов.

Пора увеличить и штрафы за складирование отходов за пределами специально отведенных территорий: сейчас административные меры совершенно не стимулируют соблюдать чистоту. И заниматься этим должна не Госдума, а местное самоуправление.

Экономика Свердловская область Урал и Западная Сибирь