Восстановленная на сцене Большого театра постановка балета "Эсмеральда" в новой хореографической версии Юрия Бурлаки и Василия Медведева стала результатом огромной исследовательской работы. Изучить пришлось все многочисленные постановки спектакля за его более чем полуторавековую историю. Публика впервые увидела "Эсмеральду" в 1844 году в Лондоне в постановке Жюля Перро. Либретто написал сам Виктор Гюго, серьезно изменив сюжет своего романа "Собор Парижской Богоматери": главная героиня остается жива и выходит замуж, горбун Квазимодо превращается во второстепенного персонажа, а Феб выступает в куда более благородном обличье.
Несмотря на лондонскую премьеру, "Эсмеральду" правильнее будет называть именно российским балетом. Уже в 1848 году Перро перенес спектакль в Петербург. В 1886 году "Эсмеральду" возобновляет и "редактирует" первый петербургский Феб, ставший к тому времени и главным хореографом, - Мариус Петипа. Заглавную партию танцует итальянская виртуозка Вирджиния Цукки. И, наконец, в 1899-м Петипа снова возвращает этот балет на сцену для новой Эсмеральды - Матильды Кшесинской.
В XXI веке Большой театр предложил зрителям спектакль поистине имперского размаха, что в период кризиса становится практически невозможным без поддержки меценатов. Эта поддерж ка пришла со стороны компании Japan Tobacco International (JTI), которая, отметив в прошлом году десятилетний юбилей сотрудничества с театром, в новом сезоне увеличила объем спонсорской помощи и перешла в статус официального спонсора балета Большого театра.
Над новой амбициозной постановкой работала большая московско-петербургская команда: художественный руководитель балета Большого театра Юрий Бурлака, балетмейстер Василий Медведев, художник по костюмам Елена Зайцева, сценограф Алена Пикалова и дирижер Павел Клиничев. Назвать спектакль одной лишь талантливой реконструкцией сложно: по признанию хореографа, слишком изменилась подготовка танцовщиков, балетная техника, да и многие фрагменты первоначального хореографического текста были утрачены. Сам Юрий Бурлака считает новую "Эсмеральду" попыткой воссоздания образа спектакля, столь много значившего для истории именно российского балета. За основу в итоге было взято лучшее из различных сохранившихся эпизодов балета Жюля Перро в постановке Мариуса Петипа 1899 года, с дополнениями из позднейших редакций и вновь сочиненными танцами.
Образец большого стиля русского балета XIX века наполнен большими страстями. Декорации восстанавливали по дореволюционным макетам, многие костюмы - по эскизам директора Императорских театров Ивана Всеволожского, отдельные наряды специально стилизовали под старину.
В спектакле занята почти вся балетная труппа Большого, которая представляет цыган и солдат, аристократов и горожан, шутов и нищих, изображающих в кульминации балета обитателей знаменитого "Двора чудес". Как и на премьерных спектаклях в декабре, в февральской серии постановок партию Эсмеральды исполняет Мария Александрова, красавца Феба танцует Руслан Скворцов, нищего поэта Гренгуара - Денис Савин, а роль Квазимодо досталась Геннадию Янину.