В декабре Сергею Федорову исполнилось 40 лет. Он самый опытный в составе олимпийской сборной России и, быть может, на всем хоккейном турнире в Ванкувере.
Сергей - трехкратный чемпион мира, обладатель трех Кубков Стэнли. Перечисление наград займет не одну страницу, а вот с Олимпийскими играми - незадача. У Федорова в коллекции "серебро" Нагано, "бронза" Солт-Лейк-Сити, а главного - "золота" - не хватает. Непререкаемый авторитет и выдающийся мастер, он еще и очень открытый человек.
Зигзаги удачи
Российская газета: Сергей, для вас это уже третья Олимпиада. С какими чувствами отправляетесь на Игры в Ванкувер?
Сергей Федоров: Перестроиться с матчей Континентальной хоккейной лиги на сборную для меня не проблема. Мы, олимпийский народ, очень быстрый (смеется). Переключимся в один день. Игры настолько мощное событие по энергетике, что на месте забываешь обо всем на свете. Могу вас уверить, что отправляюсь в Ванкувер заряженным на борьбу, победу. Хоккей будет по-настоящему "мировой"! Болельщикам рекомендую не спать, а смотреть матчи турнира - не пожалеете!
РГ: Как узнали о том, что в третий раз поедете на главный старт четырехлетия?
Федоров: Из средств массовой информации. Наверное, вряд ли кому-то сообщали эту новость в индивидуальном порядке.
РГ: Уверен, что частенько вспоминаете Нагано-1998 и Солт-Лейк-Сити-2002. Можете сейчас, годы спустя, объяснить, чего не хватило сборным России для победы?
Федоров: Оба раза мы были близки к "золоту". В Японии, если помните, уступили в финале чехам - 0:1. В том поединке был открытый хоккей, в котором может случиться всякое. Моменты у ворот соперника были, и не один, но фортуна предпочла чехов. С этой девушкой не очень-то и поспоришь. Но я не в коей мере не принижаю достоинства чемпионов. Через четыре года в США мы оступились в полуфинальном матче с хозяевами Игр. Вижу как сейчас - проигрываем 0:3, сокращаем отставание до минимума, а потом нам не засчитывают третий гол... На том турнире я выходил на лед вместе с Ильей Ковальчуком и Сергеем Самсоновым. Моментов для взятия ворот создали уйму! Реализация подвела. У Илюхи было пару выходов один на один с вратарем, Серега тоже несколько раз бросал из выгодных позиций. Судьи как раз не засчитали гол Самсонова. А вообще турниры были очень насыщенными.
РГ: Так было взятие ворот или нет? Об этом спорят до сих пор...
Федоров: А я этого до сих пор и не знаю. В западных СМИ тему быстро замяли и повторов по ТВ не показывали. Так по-прежнему и остаюсь в неведении (улыбается). Впрочем, если честно, то, по-моему, гола все-таки не было. Хотя могу и заблуждаться...
РГ: А почему "гол-фантом" Самсонова не пересматривали в раздевалке?
Федоров: А какой смысл? Мы хоккеисты, и наше дело - играть. Если бы и была возможность как-то влиять на ситуацию, то, наверное, этим вопросом занялось бы руководство. Мы же старались и бились изо всех сил. Эмоций после того матча не осталось совсем. Сидели в раздевалке молча...
РГ: И все же сборные образца 1998 и 2002 года были ли способны на большее?
Федоров: Простите, но "серебро" и "бронза" Олимпийских игр сами по себе являются достижением. Да, конечно, нам всем хотелось большего, но так уж вышло. Это спорт, и всякое случается. Важный момент - на Олимпиадах приходится играть с чистого листа. Собрались, размялись и вперед - в атаку! Никакого времени на раскачку у тебя нет. На мой взгляд, оба раза нам удавалось сыграться практически сразу, и на тех турнирах мы выглядели достойно. Потом разговаривал с партнерами по сборной, тренерами. У всех мнение однозначное: мы шли по ступенькам вверх и цвет медалей роли не играл.
В Канаде фаворитов нет
РГ: Вы сказали, что олимпийские турниры очень насыщенные. Наверняка еще и отнимают много эмоций?
Федоров: А как же! Если в Японии еще было более-менее спокойно, то в Солт-Лейк-Сити нас замучили. Бесконечные переезды на автобусе, тренировочные катки в 20 милях от основной арены, постоянные проверки транспорта службами безопасности. Вообще-то секьюрити там работали на самом высоком уровне, но это очень утомляло. Не сомневаюсь, что то же самое будет и в Ванкувере. Понимаю, что в наше время это необходимо, но хотелось бы, чтобы мы поменьше мотались и отвлекались на подобные вещи. Мелочей на Играх быть не может, Игры идут через день, и важно сохранить как физическую форму, так и психологическую уверенность.
РГ: Тренировочный процесс в данном случае не столь актуален?
Федоров: Почему же. Другое дело, что он в большей степени необходим для того, чтобы привести организм к максимуму.
РГ: Можно ли сравнить Олимпиаду с чемпионатом мира или играми НХЛ или КХЛ?
Федоров: Это событие стоит особняком. Во всяком случае вокруг хоккея ажиотаж более чем внушительный. Кроме того, Игры - это большой спортивный праздник. Для всех, кто выступает, смотрит, болеет, пишет наконец.
РГ: Турнир и правда будет скоротечным. Что нужно для победы? Уверенные действия вратаря, поставленная игра в неравных составах, везение, что-то еще?
Федоров: Любой фактор из тех, которые вы назвали, важен. Еще раз говорю: мелочей просто нет. Любой нюанс, всякий компонент необходимо учитывать. Тогда шанс будет. У любого, кто приехал в Ванкувер.
РГ: Если судить по составу, у нас с этими факторами все в порядке?
Федоров: Поживем - увидим. Результат все скажет сам за себя.
РГ: Большинство специалистов называют фаворитами три команды...
Федоров: Посмотреть бы мне на этих специалистов. Неправда все это. Думаю, эту тройку журналисты специально придумали. А люди, которые на самом деле варятся в хоккее, никогда до начала турнира акценты расставлять не станут.
РГ: То есть разговоры о том, что есть Россия, Канада, Швеция и остальные, это вымыслы?
Федоров: Без сенсаций не обойдется. На то она и Олимпиада. В Канаду приедут сборные, которые уже сто лет как играют в хоккей. Как можно сбрасывать со счетов чехов, финнов, американцев? Нет-нет, я с этим не соглашусь.
Быка за рога
РГ: Очевидно, что состав сборной России в большей части скомплектован уже из наигранных связок. В частности, вы наверняка будете выходить на лед в одном звене с двумя Александрами - Овечкиным и Семиным. Они были вашими партнерами по звену в "золотом" Квебеке. С ребятами из "Вашингтона" уже обсуждали возможность вновь сыграть в одной тройке?
Федоров: Честно говоря, пока никаких разговоров у нас не было. А вообще... Знаете, с кем бы меня не поставили тренеры, буду рад любому сочетанию. Приедут ведь самые талантливые российские хоккеисты. Хотя что скрывать, с Александрами мне играть очень нравилось. На чемпионате мира в Квебеке мы легко находили общий язык, ведь до того вместе выступали за "Вашингтон". Но вы поймите меня правильно, я не хочу формировать какое-то свое мнение по этому вопросу. Зачем давить высказываниями на тренерский штаб. Как бы там ни было, с кем бы я не выходил на лед, буду бороться до конца. Надеюсь, что до победного.
РГ: В нашей команде собрано большое количество звезд. Распределение игрового времени нередко становится главной задачей в таких случаях. Как здесь не просчитаться?
Федоров: Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Но почти всем придется перестраиваться и отвыкать от своей роли в клубе. Так было всегда, так есть и будет, когда речь идет о национальной команде. И собственно, от того, насколько быстро люди адаптируются к новым условиям и требованиям, и будет зависеть результат. Каждый из нас на две недели обязан забыть про личные амбиции и показать максимум на том участке, куда тебя определит тренерский штаб. Большие победы требуют определенных жертв. Сегодня я это понимаю как никогда. И свою ношу буду тянуть что есть силы.
РГ: И не важно, какой она будет...
Федоров: Совершенно не имеет значения. Сам факт того, что тебя включили в олимпийский состав, должен заставлять отбросить любые непозитивные взгляды на ту роль, которую тебе в итоге отвели. Надо просто брать быка за рога и тащить. Если каждый игрок отнесется к этому серьезно, постарается сделать все возможное, думаю, у нас будет нормальный результат. Который и должен быть.
РГ: Так или иначе, кому-то придется наступить себе на горло?
Федоров: Это слишком жесткая формулировка. Не думаю, что будет такая уж сильная перестройка. Но да, кто-то будет проводить на льду больше времени, кто-то меньше. Проблемы начинаются тогда, когда игрок в своем клубе лидер, а в сборной перед ним ставится несколько иная задача. А у нас ведь все лидеры. Поэтому нужно к Олимпиаде готовиться со всей ответственностью и понимать, что так надо. Кому-то достанется, если так можно сказать, последняя роль. Но вы не представляете, как она важна. Это тот кирпичик, без которого нет здания.
РГ: Важно ведь еще донести эту мысль.
Федоров: Мы с ребятами обязательно поговорим об этом. И мне кажется, у нас все получится. Один за всех и все за одного. Хороший принцип, да?
РГ: Точно. Значит, в первую очередь нужен здоровый коллектив?
Федоров: Золотые слова. Так и напишите - коллектив.
Последняя гастроль
РГ: Сергей, вы уж извините, но понятно, что для вас это последняя Олимпиада.
Федоров: Есть такое дело. Сколько играть можно (смеется).
РГ: Ванкуверский турнир становится для вас едва ли не моментом истины...
Федоров: Думаю, да. В своем роде эти Игры станут венцом моей карьеры. Естественно, хочется закончить на мажорной ноте. Мне важно доказать, что я был хорошим хоккеистом на протяжении долгих лет. Так что волноваться буду. Но только до того момента, пока не выйду на лед.
РГ: И действительно ответственность давит?
Федоров: Я уже столько раз был под таким прессом, что, казалось бы, давно должен привыкнуть. Ничего подобного. А давление, уверяю вас, не слабое. Как будто на тебе три тысячи килограммов.
РГ: Понимаете, что более молодые партнеры по сборной в непростых ситуациях будут смотреть именно на вас?
Федоров: Такая доля, когда играешь слишком долго (улыбается). Придется выбирать нужные слова, правильную тактику поведения. Горячее сердце и трезвый ум - вот что нам всем необходимо.