Мощные заявления о необходимости покончить с неэтичным поведением (рейдерством, недружественными поглощениями, "гринмейлом", корпоративным шантажом и т.п.) в бизнесе не только обнажили саму проблему, но и наметили пути ее решения. Однако рискнем предположить, что вопрос решится, когда мы успешно пройдем все эти пути.
А пока пополним антологию корпоративных конфликтов еще одним примером. Регион - уральский, и название компании соответствующее - "Уралинвестэнерго". Останься данный конфликт в рамках корпоративных, о нем, может быть, говорили бы меньше. Однако он уже давно получил уголовное продолжение, что, как не исключают некоторые наблюдатели, стало возможным из-за использования одной из сторон либо административного ресурса, либо других рычагов.
Акции корпорации "Уралинвестэнерго", по словам одного из ее руководителей, принадлежали гг. Ахтямову, Бутину, Губину, Петрову, Рыжикову, Тасакову, Тихорнову, Подкорытову и Бураге. В целях развития бизнеса и достижения консолидации и солидарности в решениях акционеров, как рассказывал следователю Василий Бурага, акционеры общества решили составить соответствующие договоры продажи акций Ахтямову (до 2004 года исполнявшему обязанности председателя совета директоров компании) и провести еще ряд формальных действий, которые были закреплены письменно в соответствующем "Меморандуме".
Не все пошло гладко. В результате Василий Бурага начал подозревать Ахтямова в нечестности, неисполнении им своих обязательств и заявил о признании ничтожными договоров о передаче акций. Ахтямову было предложено выйти из бизнеса и продать свои акции по рыночной цене оставшимся акционерам.
Тот, как писала пресса, покинув пост председателя совета директоров, получил часть денег за пакет акций, что зафиксировано судом, и заявил, что его бывшие партнеры незаконно отстранили его от управления компанией, и обратился в правоохранительные органы с заявлением о краже у него акций путем подделки реестра, а сам перешел работать в Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК).
Наблюдателей насторожил тот факт, что примерно с этого этапа одна из сторон находится в очевидном выигрыше. По мнению адвокатов, представляющих сторону Бураги, слишком быстро для такой ситуации были возбуждены уголовные дела, а двое менеджеров "Уралинвестэнерго" - Губин и Подкорытов - уже осуждены на разные сроки лишения свободы. Еще четверо - Рыжиков, Тасаков, Бурага и Бутин - задержаны.
"Удивительно, но в ситуации с "Уралинвестэнерго" все уголовные дела рассматриваются в фантастических условиях: суд отказывает защите в ее ходатайствах, но удовлетворяет ходатайства обвинения, та же ситуация с доказательствами, хотя зачастую это является вопиющим нарушением материального и процессуального права, - размышляет адвокат Сергей Колосовский. - Например, в первом процессе над Подкорытовым и Губиным в Кировском суде города Екатеринбурга суд не принял доказательства защиты и отвел 26 свидетелей. Одних - потому что они являются родственниками, других - потому что они были готовы внести материальный залог - а значит, "заинтересованы в исходе дела".
Претензии к суду - вещь серьезная, здесь не должно по сути быть места эмоциям или непроверенным фактам. Однако стало известно, что представителями Следственного комитета при прокуратуре РФ в конце декабря 2009 года была проведена проверка в отношении екатеринбургского судьи Анатолия Зарайкина, где были выявлены факты грубого нарушения норм уголовно-процессуального законодательства.
Примерно в это же время, по информации электронных СМИ, юристы потерпевшей стороны обратились с заявлениями о привлечении другого судьи к дисциплинарной ответственности за допущенные, по их мнению, процессуальные нарушения. Более того, они изучают возможность обращения с заявлением в прокуратуру о привлечении судьи к уголовной ответственности.
Был еще обыск, после которого была подана жалоба в суд, причем не без оснований, и возвращение уголовного дела в отношении Василия Бураги, Владислава Бутина, Дениса Тасакова и Андрея Рыжикова в прокуратуру. Суд тогда подтвердил многочисленные процессуальные нарушения, допущенные стороной обвинения.
Независимые наблюдатели считают, что вокруг этого дела многовато судебных и других дорогостоящих - скажем мягко - издержек. "Подозреваемые открыто заявляли о том, что стали жертвой рейдерского захвата со стороны Уральской горно-металлургической компании, кому Ахтямов передал свою часть акций, но эти технологии тогда были мало кому известны, - уверен адвокат задержанных и осужденных менеджеров Николай Каргаполов. - Работа велась очень быстро: почти одновременно было возбуждено порядка десяти уголовных дел. Очевидно, что в данной ситуации в дело должны вмешаться суды высшей инстанции".