12.02.2010 00:50
Власть

Валерий Выжутович: Заигрывания с националистами плохо кончаются

Текст:  Валерий Выжутович
Российская газета - Федеральный выпуск: №30 (5109)
Читать на сайте RG.RU

Два фильма, документальный и художественный, сошлись, нет, не в прокате, а в правоохранительных инстанциях - один в суде, другой в прокуратуре. Оба - по обвинению в экстремизме. Первый - по обвинению справедливому, второй - по надуманному. Два слова о первом. Он назывался "Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа". На днях в Санкт-Петербурге был вынесен приговор создателям этой картины - главному редактору газеты "Русь православная" Константину Душенову и его соратникам. За разжигание межнациональной вражды Душенов получил три года колонии-поселения, двое других подсудимых отделались условными сроками. А в Самаре попал под подозрение художественный фильм Павла Бардина "Россия-88", рассказывающий о банде скинхедов. Прокуратура области усмотрела в нем призывы к экстремистской деятельности и обратилась в суд с иском об изъятии фильма из общественного оборота.

Призывы подвергнуть цензуре, а то и вовсе запретить "вредное" кинопроизведение время от времени раздаются то тут, то там, и не только в России. Совсем недавно в Италии стала предметом судебного разбирательства картина "Франческа" румынского режиссера Бобби Паунеску. Истцы (мэр Вероны и внучка Муссолини) обнаружили в ней оскорбительные для итальянцев высказывания и потребовали запретить ее прокат в Италии. Судья отказала в иске, сочтя прозвучавшие в фильме фразы частью художественного произведения и потому не оскорбительными. Это обычное дело: по причине эстетической глухоты или из каких-то иных соображений речевую характеристику героя в художественном произведении или его же слова в документальном повествовании кто-то отождествляет с авторским высказыванием. Что-то подобное случилось и с фильмом Павла Бардина "Россия-88". Один из экспертов пришел к выводу, что в этом фильме (его герои исповедуют откровенный фашизм) содержатся утверждения, направленные на разжигание национальной вражды.

Отдадим должное Самарской областной прокуратуре: учтя, что экспертиза фильма проводилась в нескольких регионах страны, и ее результаты разнятся, она отозвала свой иск. "Меня радует, что история в Самаре разрешилась самым благополучным образом, - сказал Павел Бардин. - Это разумное, взвешенное решение профессиональных людей, которые глубоко и тщательно ознакомились с материалами дела. И это очень верный сигнал, с каким экстремизмом нужно бороться, а где его искать не нужно".

Итак, два фильма. Один - разжигающий межнациональную вражду, другой - предупреждающий об угрозе, которую несет в себе агрессивная ксенофобия. И по обоим принято правильное, на мой взгляд, решение. Но вот какая штука. "Сигнал, с каким экстремизмом нужно бороться, а где его искать не нужно" принят не только правоохранительными органами. Он, вероятно, принят и теми, кто нетерпим к людям другой национальности, веры, цвета кожи. Чем ответят скинхеды петербургским судьям и самарским прокурорам? Спрашивать так уже есть основания. От террора против "инородцев" национал-радикалы переходят к нападению на сотрудников милиции, прокуратуры, судов. Такова тенденция. Она отмечена в представленном на прошлой неделе докладе правозащитного центра СОВА. В 2009 году активисты центра зафиксировали не менее 20 акций, имеющих антигосударственную направленность: поджоги военкоматов и квартир сотрудников милиции, угрозы судьям, публикация списков присяжных, рассматривающих дела националистов. Правозащитники констатируют "очевидное сокращение количества жертв расистского и нео-нацистски мотивированного насилия". И полагают, что "не в последнюю очередь это заслуга правоохранительных органов, которые во второй половине 2008-го и в 2009 году ликвидировали крупнейшие и наиболее агрессивные ультраправые группировки".

Прямая связь между жесткими приговорами радикальным националистам и нападениями на судей и прокуроров, несомненно, имеется. "Переход к антигосударственному террору, - говорится в докладе, - может иметь разные мотивации. Он может быть местью властям. Он может быть формой давления на них. Последний вариант был заявлен карликовой ультраправой группой, которая не только убила уроженца Центральной Азии, но и подбросила его голову в районную управу и распространила письмо с фотографией отрезанной головы убитого и угрозами перенести террор на чиновников, если они не будут изгонять иммигрантов".

Но спросим себя: не расплачиваются ли сегодня представители власти за свое долголетнее попустительство национал-радикалам? Вспоминается нападение столичных расистов на министра культуры Кабардино-Балкарии Заура Тутова. И, в частности, выразительный эпизод с приездом на место происшествия майора милиции, дежурного по ОВД "Соколиная Гора". Выйдя из машины, он, по свидетельствам очевидцев, велел погромщикам разойтись по домам. Потом выслушал потерпевшего. Тот сообщил, что нападавшие кричали "Россия - для русских!" "А что, разве не так?" - пожал плечами страж порядка и отбыл восвояси. Сначала кавказцев хватали на улицах. Потом пошли квартирные облавы. Был период, когда граждан с определенной внешностью обыскивали возле мечетей. В любое время дня и ночи любой из тех, чей состав преступления выражается смуглым усатым лицом, может быть задержан, обыскан без всяких прокурорских санкций. Список кавказцев, отправленных за решетку по фальсифицированным обвинениям, весьма обширен и регулярно пополняется.

Известен случай, когда местные парламентарии сблизились с радикальными националистами не только идеологически, но и организационно. Это когда саратовская региональная организация "Русского национального единства" была принята в общественный совет при областной Думе. Ранее баркашовцы входили в общественно-консультативный совет при мэре Саратова. Собирались даже пополнить собой общественную палату при губернаторе. Их предводители не скрывали, что цель саратовского РНЕ - войти во все околовластные структуры области, а затем и во власть. Помнится и другой случай - как однажды в Госдуме возникла постыдная дискуссия о том, надо ли почтить память жертв Холокоста.

Заигрывания с националистами плохо кончаются. В том числе и для тех, кто заигрывает. Раз за разом трактуя преступления на национальной почве как бытовое хулиганство, судья должен понимать, что однажды, дав этому преступлению правильную квалификацию и вынеся соответствующий приговор, он может здоровьем или даже жизнью расплатиться за былое свое попустительство. Точно так же и прокурор, обвиняющий в экстремизме не того, кого надо, ослабляет общественное сопротивление скинхедам и, неровен час, сам может подвергнуться их нападению. Поэтому решения, принятые в Петербурге и Самаре касательно двух фильмов-антиподов, представляются обнадеживающими.

Позиция