Вслед за торжественным открытием в Санкт-Петербурге Года учителя, на котором в январе побывал президент страны Дмитрий Медведев, Северная столица приняла участников Всероссийской педагогической конференции "Наша новая школа".
Она прошла на минувшей неделе в одной из сильнейших гимназий города - N 56, расположенной на Петроградской стороне, собрав лучших российских специалистов из 63 регионов страны.
В администрации Санкт-Петербурга это событие было названо знаковым. Не случайно открывала конференцию вице-губернатор Алла Манилова, для которой такие понятия, как "школа" и "учитель", - показатель развития не только конкретного человека, группы людей, но всего общества.
Российская газета: Алла Юрьевна, на ваш взгляд, наша школа уже вышла из того "кризиса обучения", о котором специалисты говорили в 1990-х - начале 2000-х годов?
Алла Манилова: Отечественная школа имеет богатейшее педагогическое наследие. Думаю, никому не придет в голову оспаривать уникальность той системы среднего образования, которая существовала в СССР. Но школа - живой организм, и он, конечно, напрямую зависит от состояния в стране экономики, науки и технологии, культуры, идеологии, от степени заинтересованности государства в качестве образования и воспитания молодежи.
Еще несколько лет назад, в те самые 1990-е, проблем хватало. Педагогическая работа если и велась успешно, то во многом благодаря стараниям энтузиастов. Но сейчас она оформлена в конкретные государственные программы. Национальный проект "Образование" является фундаментом всех преобразований в стране. Правительство Санкт-Петербурга давно это осознало, сделав образование приоритетным направлением развития города. И к созданию новой школы мы подходим комплексно, развивая ее материально-техническую базу, используя гибкие системы как финансового, так и нематериального стимулирования учителей, поощряя инновационную активность, вводя новые образовательные стандарты и систему оценки качества образования.
РГ: К слову, о материальном. Зарплата учителей долгие годы оставалась притчей во языцех - получали педагоги за свой нелегкий труд, в сущности, копейки, меньше иного непрофессионального рабочего...
Манилова: За последние несколько лет все образовательные учреждения Петербурга переведены на финансово-хозяйственную самостоятельность. Была также внедрена новая система оплаты труда учителей. Она учитывает стаж педагогической работы, в том числе стаж работы на одном месте, образование, ведет ли учитель внеклассную работу, является ли классным руководителем. Молодые специалисты, приступая к работе, получают единовременную выплату в размере от 18 до 22 тысяч рублей, им частично компенсируются расходы на приобретение учебной литературы и проезд в общественном транспорте. Лучшим из них предоставляется возможность получить дополнительное образование в сфере управления. Благодаря этим мерам системной бюджетной поддержки за последние три года в школы пришло 1100 молодых учителей.
РГ: А недобор учителей в школах еще большой? Года два назад говорилось о нехватке преподавателей физкультуры, иностранных языков.
Манилова: В системе образования Санкт-Петербурга работает в настоящее время более 68 тысяч педагогов. Вакансий в наших школах фактически нет!
Мы понимаем, что и ученикам, и учителям нужны комфортные условия для занятий. Правительством города принята программа комплексного капитального ремонта образовательных учреждений. Она предполагает полное освобождение старого здания на год для проведения его реконструкции. Безусловно, это создает некоторые временные неудобства. Зато через год учителя и ученики возвращаются в полностью обновленное здание, классы в котором оснащены современной техникой, спортивные залы - новым инвентарем. А помимо спортзала появляются еще и собственные школьные бассейны. Программа работает уже два года. За это время отремонтировано 28 зданий. Сегодня на комплексном капитальном ремонте находятся еще 19 школ. Уже 1 сентября 2010 года в их "старых-новых" стенах закипит учебная жизнь.
Замечу, что все государственные образовательные учреждения Петербурга имеют современное компьютерное оборудование и доступ в Интернет. Мы уже не ограничиваемся компьютерными классами, приобретая цифровые лаборатории и предметные кабинеты по физике, химии, робототехнике, оборудование для видеоконференц-связи.
РГ: Все, о чем вы рассказали, не может не радовать. Но откуда же тогда всевозможные благотворительные фонды "в помощь школе", "на доплату учителям", существующие на якобы добровольные взносы родителей учащихся? На всю страну разгорелся недавно скандал в одной из школ Выборгского района, связанный как раз с таким фондом.
Манилова: Я уже говорила и еще раз повторю: помощь родителей школе может быть только добровольной. И только если она действительно нужна для реализации дополнительных проектов и инициатив школы. Какие-либо взносы можно получать исключительно в качестве спонсорских денег, которые официально привлекают родительские комитеты и попечительские советы самих школ. И ни в коем случае они не являются обязанностью родителей. По любым фактам взимания так называемых благотворительных взносов проводятся тщательные проверки. Мы ведем жесткую борьбу с попытками разного рода "некоммерческих партнерств" внедриться в школы и обложить данью родителей под видом сбора средств на нужды образования. Директор, допускающий незаконные поборы, рискует быть уволенным немедленно.