16.02.2010 00:04
Экономика

К 1 марта все субъекты РФ должны доработать свои программы по конкуренции

Текст:  Александр Пироженко (директор департамента государственного регулирования в экономике и развития конкуренции Минэкономразвития)
Российская Бизнес-газета - : №6 (739)
Читать на сайте RG.RU

К 1 марта все субъекты РФ должны доработать свои программы по конкуренции. Пока ни одна из представленных регионами разработок не отвечает требованиям министерства.

Во многих отсутствует качественный анализ рынков, не определены приоритетные направления развития, не прописаны сроки и ожидаемые результаты. У 90% разработчиков программ были попытки записать некие общие слова "содействовать, развивать, способствовать".

Думаю, к 1 марта все регионы успеют представить программы. Другое дело - их качество. Значительную помощь в подготовке региональных программ может оказать бизнес, который хорошо знает проблемы и может предложить конкретные шаги по их решению. К сожалению, пока представители бизнес-сообщества недостаточно активно участвуют в этой работе: не привыкли к публичному диалогу с органами власти. Другой вопрос, что не для всех региональных администраций развитие конкуренции является приоритетом и часто под видом программы по развитию конкуренции нам представляют странную компилляцию из программы социально-экономического развития территории и планов отраслевого развития. Например, один из регионов в качестве меры по развитию конкуренции предлагает снижение показателей ДТП, а другой считает необходимым ограничивать возможности входа на рынки компаний из других субъектов РФ. Многие чиновники вполне искренне считают, что протекционизм местных производителей - это путь к улучшению экономической обстановки в регионах через развитие налогооблагаемой базы, увеличение рабочих мест. Но такие меры консервируют неэффективное производство. Сегодня побеждает не тот, кто договорился с местной властью, а тот, кто пришелся "по вкусу" потребителю. Пример, Новгородская область, где прежние власти не пускали в регион крупные торговые сети. Это вынудило многих местных жителей по выходным ездить за продуктами в супермаркеты Санкт-Петербурга.

Главный критерий успеха конкурентной политики - приход новых игроков на рынки. Прежде всего необходимо сформировать систему объективных показателей конкурентной среды в регионах. Это довольно непростая задача. Конечно, можно сравнивать количество новых юридических лиц, начавших работать в регионе. Но важно не только количество пришедших игроков, но и на каком рынке они появились.

Экономика