На этой неделе депутаты Госдумы должны решить, будет ли снижена ставка налога на добавленную стоимость (НДС). В первом чтении планируется рассмотреть поправки в Налоговый кодекс, которые предлагают снизить ставки НДС на 8 процентных пунктов - с 18 до 10 процентов - сроком на 1 год. По оценкам авторов законодательных инициатив, снижение ставки позволит предприятиям - плательщикам НДС сэкономить около 830 млрд рублей. Это те деньги, которые останутся в реальном секторе экономики, у предприятий. Последние вольны распоряжаться ими по своему усмотрению, использовать в том числе на техническое перевооружение и инвестиции в основной капитал. По мнению разработчиков, именно этой особенностью отличается предложение о снижении ставки НДС от принятых ранее норм, согласно которым предусматривается трехмесячная рассрочка по уплате налога на добавленную стоимость. При рассрочке предприятиям, по утверждению авторов, все равно приходится "замораживать" или резервировать средства, направляемые на погашение платежей по НДС.
Кроме того, как утверждают разработчики, различные исследования показали, что только около четверти всех организаций и предприятий получают прибыль в условиях экономического кризиса. Остальные экономические агенты убыточны. Поэтому одного лишь снижения налога на прибыль в 4 процентных пункта и возможного (впрочем, как и невозможного) снижения налога на прибыль для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), недостаточно для поддержки российских предприятий и всего реального сектора экономики.
Напомним, что Госдумой недавно были приняты решения в части снижения налога на прибыль, изменения порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, возможное снижение решением субъектов РФ ставки налога на прибыль субъектам малого предпринимательства, применяющих УСН.
При этом бюджет, по мнению разработчиков, также не пострадает. Выпадающие доходы федерального бюджета, по оценке авторов инициативы, составляют всего 7,5% от всей доходной части федерального бюджета. 7,5% от всей доходной части федерального бюджета не лишают бюджетную систему сбалансированности. Бюджет по-прежнему остается профицитным, отмечают разработчики.
Эксперты к идее относятся с осторожностью, считая, что снижение НДС требует детального обоснования и учета последствий уже произведенных реформ. По словам Александра Маловицина, старшего юрисконсульта УК "Независимые директора", изменение ставки НДС является вопросом, хотя и постоянно обсуждаемым, но не выходящим за рамки академической дискуссии. Сторонники идеи снижения ставки НДС с 18% до 10% настаивают, что сэкономленные средства будут направлены в реальный сектор экономики. Источником расходов на необходимые российской экономике инновации и техническое перевооружение будут средства самих предприятий.
"Цель, заявленная сторонниками реформы, безусловно, благая и вполне соответствует идее "модернизации", высказанной президентом, - говорит эксперт. - Другим положительным последствием реформы, вероятно, предполагается стимулирование спроса. Уменьшение "налога с оборота" должно вызвать снижение цен и рост объемов производства. Однако реальность не всегда соответствует теории: скажем, дефляция, наблюдаемая в странах с развитой экономикой, в России не зарегистрирована".
Помимо этого, по мнению Маловицина, рассуждая о последствиях реформы, нельзя забывать, что НДС является основным источником наполнения бюджета, и уменьшение поступлений от него должно быть чем-то компенсировано. "До кризиса таким источником был профицит бюджета, порожденный высокими ценами на сырье, - пояснил эксперт. - Однако бюджет-2010 дефицитный, а значит, государству придется либо сокращать свои расходы, в том числе на социальную сферу, либо прибегать к внешним заимствованиям. Оба пути не слишком популярны у власти, следовательно, и претворять их в жизнь без крайней необходимости не станут. Идея снижения НДС требует детального обоснования и учета последствий уже произведенных реформ и не может рассматриваться как отдельная мера, носящая антикризисный или стимулирующий характер".