16.02.2010 00:20
Общество

"Учитель-2009" Наталья Никифорова: Человек становится поэтом, если не может стать математиком

Человек становится поэтом, если не может стать математиком, уверена Наталья Никифорова
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (5111)
Читать на сайте RG.RU

На КАЖДОМ уроке надо забывать, что ты знаешь, и учиться заново - вот один из основных принципов работы победителя Всероссийского конкурса "Учитель года-2009", математика из школы N 5 Магнитогорска Натальи Никифоровой.

Российская газета: Наталья Сергеевна, по данным исследований, российский учитель сегодня имеет женское лицо. Мужчин в школе катастрофически мало. Выходит, педагогика все-таки женское дело?

Наталья Никифорова: Скорее наоборот. Мне кажется, что образование ребенка состоит из двух частей. Сначала закладывается база каких-то логических "операций", скажем, умение аналитически мыслить, анализировать текст, рассуждать. Этому должна учить женщина. Когда эта база уже есть, к работе с ребенком, особенно если он одаренный, должен подключаться мужчина. В школе он нужен обязательно! Все-таки мужчины, рискну сказать, более творческие люди, чем женщины. Ну и потом у мальчиков всегда должен быть пример правильного поведения перед глазами. Ведь школа сегодня - это по сути второй дом, там ребенок учится, там же может делать и домашние задания, там же и всякие кружки...

РГ: Ваши любимые классы - это с 9-го по 11-й. Но старшеклассники самый трудный возраст. Как вам кажется, что больше всего сегодня их тревожит?

Никифорова: Мне кажется, что в их головах произошло смешение хорошего и плохого. Нет сформированной системы ценностей, и они сами от этого очень страдают. А тут еще этот сериал "Школа"... Получается, что хорошее еще не сформировали, а плохим уже пичкаем. Если сравнить, к примеру, с моими школьными годами, дети очень перегружены информацией, разной и зачастую ненужной. И еще они очень болезненные. Причем у них болезни усталого взрослого человека. Мои ребята, например, часто жалуются на мигрень. У ребенка этого не должно быть.

РГ: Сколько у вас уроков в неделю?

Никифорова: В первой половине дня 26-28, а во второй - работа с одаренными детьми.

РГ: А еще школа олимпиадного резерва... Ваш основной принцип в работе с вундеркиндами?

Никифорова: Когда беру новый класс, я часть информации как бы забываю. И вместе с детьми все это познаю заново. И мне каждый раз самой очень интересно: а что же получится в этот раз? Например, с девятиклассниками, у которых веду геометрию, мы еще ни одну теорему не доказали так, как написано в учебнике. Дети все время находят удивительные, нестандартные ходы, которые - и это главное - приводят к правильному результату. Это очень интересно, и я всегда с волнением жду новый урок. Математический факт остается фактом, как бы он ни был доказан. Так что в математике, вопреки некоторым утверждениям, достаточно места для творчества. Есть такая фраза: "Он стал поэтом, потому что для математики у него не хватило фантазии". Я с ней полностью согласна. Тот, кто знаком с математикой поверхностно, считает, что это только цифры и формулы. На самом деле математика - это в первую очередь умение мыслить и творить.

РГ: Ваша самая любимая сфера в любимом предмете?

Никифорова: Я предпочитаю геометрию. Хотя когда сама училась в школе, жутко ее не любила. А начала преподавать - и "раскусила". Оказалось, что она гораздо лучше и качественнее развивает творческое мышление. Алгебра - это алгоритмическое мышление и действие больше по образцу. А в геометрии, напротив, очень мало задач, которые решаются "по образу и подобию". Можно знать всю теорию, но алгоритма применения, как такового, не существует. К моему сожалению, в школе на геометрию приходится всего 2-3 часа в неделю, а на алгебру - в два раза больше.

РГ: Вы поступали в педагогический институт, а окончили уже Магнитогорский госуниверситет. Сейчас говорят о том, что некоторые педвузы необходимо преобразовать в факультеты классических университетов. Поучившись и там, и там, как считаете, что лучше?

Никифорова: Не думаю, что в больших классических вузах можно гораздо лучше подготовить педагога в целом. Скорее, более прочной в этом случае будет фундаментальная подготовка именно по предмету. Если я учитель математики, то, в частности для работы с одаренными детьми, должна знать глубоко не только педагогику, но и сам предмет. Может, с этой точки зрения и имеет смысл такое объединение.

РГ: Правительство пообещало активно помогать молодым педагогам и материально, и жильем. На ваш взгляд, что сегодня нужно в первую очередь?

Никифорова: Когда я начала работать в школе, у моей семьи не было квартиры. И если бы тогда не повезло, то я из школы бы ушла. Это первое. Второй момент: молодой педагог в силу молодости не может брать очень большое количество часов. Ведь на подготовку к урокам он, ясное дело, тратит больше времени, чем опытный учитель. Думаю, молодым специалистам в школах очень поможет особенная надбавка, которая позволит чувствовать себя более уверенно. Мне, признаюсь, в свое время этого не хватало.

РГ: Какая зарплата у одного из лучших учителей России?

Никифорова: Я работала и работаю еще в нескольких местах, кроме своей школы. Честно говоря, даже расчетный листочек ни разу в бухгалтерии школы не брала. То, что получаю сейчас, меня вполне устраивает.

РГ: Вашей дочке сейчас четыре года. Вы пытаетесь ей объяснить элементарную математику?

Никифорова: Знаете, когда она только родилась, я, как всякая мамочка, считала, что должна научить ее читать, писать - то есть обязательно ее развивать как можно раньше. А потом подумала и решила - нет. Не надо маленьких детей пичкать информацией. Они ее сами возьмут, когда нужно. Я стараюсь, чтобы мой ребенок побольше гулял и был здоровым.

РГ: Наталья Сергеевна, Год учителя, которым объявлен 2010-й, начался буквально в прямом эфире - с сериала "Школа". Вы его смотрели?

Никифорова: Пришлось. У меня дома нет телевизора, но я попросила знакомых записать мне пару серий. Честно говоря, не совсем поняла, на какую аудиторию рассчитан сериал. Если он для взрослых, то должен идти вечером, но никак не в шесть часов, когда его смотрят дети. Если для детей, то непонятно, почему в нем такой давящий негатив. Не утверждаю, что все показанное в фильме - неправда. Это есть, но не в таком концентрированном виде. Наши дети все-таки гораздо лучше и умнее, чем те, которых показывают в кино. Мне интересна сама манера съемки - в духе документального кино. Но к сериалу надо все-таки относиться как к художественному фильму.

РГ: А что ваши ученики говорят?

Никифорова: Старшеклассники сказали, что им скучно, что это "Дом-2" для детей.

РГ: А если бы вы снимали свой сериал о школе, каким бы он был?

Никифорова: Мне кажется, что это должно быть что-то веселое в сочетании с серьезностью.

Образование