16.02.2010 00:25
Власть

Генерал Гетман: Бизнес оценил технологию декларирования товаров в электронной форме

Генерал Гетман: Бизнес оценил технологию декларирования товаров в электронной форме
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №6 (739)
Читать на сайте RG.RU

На южных рубежах нашей Родины грядут перемены.

Будет ли меняться структура таможенных органов в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа, как на эту структуру повлияет формирование Таможенного союза? Как встретит таможня гостей зимней Олимпиады в Сочи? Эти и многие другие вопросы мы задали начальнику Южного таможенного управления, генерал-майору таможенной службы Александру Гетману.

- Александр Николаевич, какие изменения в структуре южной таможни грядут в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа?

- На территории СКФО функционируют четыре таможни из 13, входящих в состав Южного таможенного управления (ЮТУ). При этом одна из них в течение первого полугодия будет реорганизована в таможенный пост, и останутся три таможни.

Доля таможенных органов, расположенных в СКФО, в общей структуре ЮТУ по итогам 2009 года выглядит следующим образом: по объему внешнеторгового оборота по стоимости - 8,5% и по весу - 6%, по количеству оформленных ГТД - 14%, по таможенным платежам в федеральный бюджет - 6%.

При таких объемных показателях усиление таможенной компоненты СКФО за счет создания еще одной управленческой надстройки вряд ли целесообразно. Ситуация там вполне управляемая и таможенные органы могут и дальше эффективно функционировать в составе ЮТУ.

- Что сегодня значит юг страны для внешней торговли? Как развиваются торговые отношения с нашими соседями?

- Динамика стоимостных объемов внешнеторгового оборота ЮФО в последние годы демонстрировала тенденцию увеличения со средним темпом прироста около 30%. При этом следует отметить, что сальдированный результат внешней торговли свидетельствует о преобладании экспортных операций, что является позитивным фактором и важным показателем развития национальной и региональной экономик. Ростовская, Волгоградская области и Краснодарский край входят в стране в двадцатку крупнейших субъектов по объемам внешнеторгового оборота.

Внешнеторговый оборот ЮФО, составивший по итогам 2009 года 17,7 млрд долл. по стоимости и по весу 65,7 млн тонн, покрывает около 5% российских объемов внешней торговли. Причем по ряду статей российского экспорта и импорта позиции Южного региона весьма существенны. Так, например, более 60% российских объемов злаков, около 20% изделий из черных металлов в экспорте, четверть объемов ввозимых овощей, 15% фруктов и столько же сахара-сырца оформляется южнороссийскими участниками ВЭД.

Торговые отношения ЮФО установлены более чем со 150 странами мира. Географическое расположение и развитый транспортно-дорожный комплекс обеспечили тесную коммуникацию региона с азиатскими и европейскими государствами. В пятерке ведущих наших торговых партнеров Турция (14% внешнеторгового оборота региона), Украина (13%), Италия (8%), Китай (5%), Германия (4%).

- Для самого юга России таможня как государственный институт насколько значима?

- Южное таможенное управление (ЮТУ) ежеквартально рассылает руководству Южного федерального округа и субъектов РФ региона сборники таможенной статистики, которые содержат всю необходимую информацию о торговле со странами СНГ и дальнего зарубежья, данные о товарной структуре экспорта и импорта, деятельности участников ВЭД, анализ динамики развития внешне экономических связей. Это позволяет на местах объективно прогнозировать положение на внешнем рынке, исследовать его конъюнктуру, эффективно и своевременно использовать методы управления в случае возникновения неблагоприятных ситуаций. Таможенниками проводится ценовой мониторинг по определенным группам товаров, чтобы не допускать их экспорт по заниженной или завышенной стоимости.

При разработке Целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области в основу характеристики состояния внешне экономической деятельности были положены данные таможенной статистики, которые свидетельствовали о появлении негативных тенденций в региональном экспортном секторе. В число соисполнителей программы входит и ЮТУ. Аналогичная работа ведется и в других субъектах Российской Федерации в ЮФО.

Данные таможенной статистики играют важную роль и для участников ВЭД. Превосходство в обладании и качестве информации является дополнительным страховочным инструментом и позволяет принимать более обоснованные решения. Вследствие чего это может оказаться решающим фактором конкурентоспособности при выходе на внешний рынок. Анализ внешней торговли ЮФО ежеквартально размещается на сайте ЮТУ и публикуется в средствах массовой информации.

- Как будет реализовываться на практике перенос таможенного оформления к границе РФ? Действительно ли это даст толчок развитию приграничных субъектов Федерации? Встречаете ли вы понимание местных властей?

- В основе переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ, лежит развертывание оптимальной сети таможенно-логистических терминалов (ТЛТ).

Существенным, а зачастую и решающим фактором в принятии решения о создании ТЛТ и выборе его местонахождения является активное содействие территориальных органов исполнительной власти, администраций субъектов РФ и муниципальных образований в выделении территорий под строительство терминалов и наличии всех необходимых коммуникаций и магистралей. Поддержка у нас есть, и мы видим, что органы власти ведут с таможенными органами конструктивный диалог, внимательно отслеживают планируемые изменения, своевременно и инициативно на них реагируют, занимают активную позицию в вопросах развития таможенно-логистической инфраструктуры.

Сегодня Южным таможенным управлением сформированы предложения о создании в регионе 13 ТЛТ. По три в Ростовской, Астраханской областях и в Краснодарском крае, два терминала в Республике Дагестан, по одному терминалу в Волгоградской области и в Северной Осетии.

Дополнительно реализуются мероприятия по выносу таможенных постов за пределы городов из жилых кварталов в промышленные зоны и поближе к транспортным артериям, реорганизация и совершенствование структуры таможенных органов. Уже началась работа по выносу таможенных постов за пределы Краснодара, Ростова-на-Дону, Миллерово.

- Как известно, использование в своей деятельности современных информационных технологий является одним из показателей эффективности государственного органа. Какие передовые таможенные технологии применяются Южным таможенным управлением?

- Прежде всего продолжает развиваться декларирование товаров в электронной форме. Участники ВЭД по достоинству оценили данную технологию. Со времени ее внедрения - с конца 2004 года - оформлено свыше 22 тысяч электронных ГТД, в том числе за истекший год - 8,5 тысячи.

С октября 2009 года в нашем регионе стала применяться более современная форма электронного декларирования - теперь ГТД можно направить в таможню через Интернет. В ЮТУ подразделений, способных принимать декларации через Интернет, уже 23. Оформлено уже свыше 800 таких ГТД. До конца 2010 года планируется подключить к интернет-декларированию еще 25 подразделений.

С начала прошлого года на российско-украинском участке границы началась эксплуатация комплекса программных средств пограничного пункта пропуска, предусматривающего использование предварительной информации от таможенных служб стран Евросоюза о товарах и транспортных средствах, перемещаемых по процедуре МДП. За прошедшее время таможенными органами региона с использованием предварительной информации оформлено порядка трех тысяч партий товаров, что составляет 7% от всех прибывших партий.

По нашим прогнозам, в текущем году в порту Новороссийск ожидается увеличение объемов декларирования как минимум в два раза. Чтобы справиться с проблемами, которые могут возникнуть в данной ситуации, в частности - упорядочить прием и регистрацию ГТД, в качестве одной из мер решено использовать "электронную систему управления очередью". В состав системы входят сенсорные мониторы, принтеры для печати порядкового номера клиента, информационные табло и т.д. "Электронная очередь" уже используется в некоторых государственных органах и доказала свою эффективность.

Для обеспечения доступности сведений об актах таможенного законодательства ЮТУ совместно с Ростовским филиалом Российской таможенной академии ведется работа по созданию комплексной информационной системы. Она включает в себя информационные терминалы, громкоговорящую связь, проекционные экраны (мониторы) и памятки для физических лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. Первые два таких терминала уже функционируют в международном секторе аэропорта Ростова-на-Дону.

- В связи с формированием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана будет ли меняться структура таможенных органов? Останутся ли Астраханская и Волгоградская таможни, граничащие с Казахстаном, в том же виде, как и сейчас?

- 2010 год - год практической реализации интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Конечно, перенос государственных видов контроля на внешние границы Таможенного союза и отмена таможенного контроля на российско-казахстанском участке государственной границы в перспективе потребуют изменения структур Астраханской и Волгоградской таможен. При этом хотел бы подчеркнуть, что эти таможни и сейчас не ориентируются исключительно на решение "пограничных вопросов". Астрахань - это два крупных, перспективных морских порта - Астрахань и Оля - ворота России на Каспии, Волгоград - крупнейшие промышленные предприятия, осуществляющие в том числе и экспорт товаров в страны дальнего зарубежья.

- Лидеры северокавказских республик неоднократно подчеркивали, что развитие таможенной сферы очень важно для экономики региона. Сегодня таможенное оформление осуществляется и в Чеченской Республике. Стало ли это удобнее населению и бизнесу?

- Продолжительный период времени на территории Чеченской Республики не было таможенных органов. Чеченская таможня, впоследствии преобразованная в Чеченский таможенный пост, размещалась в Моздоке, при этом фактически не обладала компетенцией по таможенному оформлению товаров.

В ноябре прошлого года недалеко от аэропорта Грозный (Северный) было завершено строительство нового благоустроенного и соответствующего современным требованиям комплекса служебно-производственных зданий Чеченского таможенного поста Минераловодской таможни, оснащенного всеми необходимыми техническими средствами для качественного выполнения должностными лицами своих функциональных обязанностей и решения задач, определенных ФТС России.

Тогда же распоряжением правительства Российской Федерации аэропорт Грозный (Северный) был открыт для выполнения международных полетов воздушных судов и установлен воздушный грузопассажирский многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В ноябре-декабре прошлого года нами было организовано таможенное оформление в аэропорту Грозный воздушных судов, осуществлявших международные рейсы, вылетающие в Саудовскую Аравию и обратно, что позволило более 1,5 тысячи жителям Северного Кавказа и, в первую очередь, Чеченской Республики совершить паломничество (хадж) к святым местам.

Открытие на территории республики таможенного поста, международного аэропорта несомненно повышает инвестиционную привлекательность как Чеченской Республики, так и Южного федерального округа в целом, способствует развитию деловых и внешнеэкономических связей с международным сообществом.

- Зимние Олимпийские игры в Сочи пройдут только в 2014 году, но подготовка идет полным ходом. Участвует ли в этом процессе таможня?

- Большой комплекс мероприятий ляжет именно на ЮТУ, когда в активную фазу вступит ввоз товаров олимпийской категории и проведения различных организационных работ в преддверии Олимпиады в Сочи. Уже сейчас обращаем внимание на своевременное решение вопросов, связанных с таможенным оформлением товаров, поступающих на олимпийскую стройку.

В настоящее время продолжается строительство современного пункта пропуска МАПП Адлер. Начата реконструкция железнодорожного пункта пропуска Адлер. В марте 2010 года планируется ввод в строй нового аэровокзального комплекса Сочи, соответствующего всем международным стандартам. В устье реки Мзымта ведется строительство грузового района порта Сочи для обеспечения строительными материалами и техникой олимпийских объектов. При этом часть мощностей грузового района уже используется.

В связи с утверждением дизайна и ассортимента готовой продукции с олимпийской символикой новой задачей, которую мы настойчиво решаем, стало предотвращение поступления контрафактных товаров с такой маркировкой и отслеживание легального перемещения таких товаров. Например, в 2009 году таможенными органами региона было выявлено более 130 тыс. таких товаров, из которых около 12,5 тыс. единиц продукции признаны судами контрафактными.

Госуправление ВЭД