17 февраля в главном конкурсе Берлинского кинофестиваля впервые за пять лет будет показан российский фильм "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского. В преддверии берлинской премьеры мы беседуем с продюсером кинокомпании "Коктебель" Романом Борисевичем.
Российская газета: Если не считать Московского фестиваля, премировавшего "Коктебель", это первый фильм вашей компании, участвующий в главном конкурсе одного из крупнейших фестивалей Европы. Как вы приняли известие об этом?
Роман Борисевич: Не могу сказать, что оно для нас было неожиданностью. Алексей Попогребский, разумеется, не снимал фильм под фестивальную конъюнктуру, но уверенность в том, что он может заинтересовать фестивали, у нас была. Еще три года назад мы представляли этот проект на французско-немецкой встрече в Версале, и наибольший интерес из всех российских проектов вызвал этот. Интриговали психологизм сценария, место действия, а также универсальность этой истории, которая могла произойти в любой стране мира: два человека наедине друг с другом должны ужиться и выжить. Так что надежда зародилась уже тогда, и, по мере того как фильм шел к своему завершению, она превращалась в уверенность. А потом свою заинтересованность подтвердил Берлинский фестиваль. Теплое письмо прислал его директор Дитер Косслик - он заверил, что картину взяли не потому, что в юбилейный год хотелось иметь в конкурсе фильм из России, а из-за ее реальных достоинств.
РГ: Похоже, рассказанная фильмом история - два человека в экстремальных обстоятельствах вдали от Большой земли - может быть понята не только нашим зрителем.
Борисевич: Незадолго до Берлина я в Мюнхене встречался с компанией "Бавария", а до того беседовал и с французскими дистрибьюторами компании "Юнифранс", и меня очень порадовало, что повсюду очень точно считывают заложенные в фильме смыслы. Предыдущие наши картины - "Простые вещи", "Волчок", "Свободное плаванье" - вызывали за границей вопросы, они там не все понимали. Потому что не знали особенностей нашего внутреннего менталитета. Возможно, поэтому картины не попадали в главные конкурсы.
РГ: В самый тяжелый год экономического кризиса вам как продюсеру удалось выпустить четыре чрезвычайно успешных, востребованных фестивалями ленты: "Волчок", "Сумасшедшая помощь", "Сказка про темноту" и "Как я провел этим летом". Как вам это удалось?
Борисевич: Стечение обстоятельств. У нас был актив, наработанный в докризисные времена. А вот сейчас, к сожалению, будет перерыв, и я не знаю, сколько времени он продлится. В любой стране после череды таких фестивальных успехов у компании появится больший кредит доверия, будут новые предложения. У нас все с точностью до наоборот. И пока в запуске у нас нет ни одной картины.
РГ: Но есть уже новые проекты?
Борисевич: Готовы сценарии у Бориса Хлебникова, у Василия Сигарева, ждут финансирования. Если картина Хлебникова состоится, то вместе с его "Свободным плаваньем" и "Сумасшедшей помощью" она составит некую трилогию, сразу узнаваемую по авторскому почерку. Новая картина Сигарева от "Волчка" будет довольно сильно отличаться - мистическая драма без пугалок, но почти фильм ужасов. Уже есть замысел двух сценариев и у Алексея Попогребского, и оба они совершенно не похожи на все, что он снимал прежде.