17.02.2010 15:12
Культура

Григорий Добрыгин: "Аватар" буквально смел "Черную молнию"

Наш берлинский дебютант Григорий Добрыгин - о своих университетах
Текст:  Валерий Кичин
Читать на сайте RG.RU

В среду днем на Берлинском кинофестивале пресса, а поздно вечером и жюри посмотрят российский конкурсный фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом".

В этом психологическом триллере, действие которого происходит на краю Чукотки, только два героя. Старшего - опытного метеоролога Сергея - играет Сергей Пускепалис, чей кинодебют состоялся в фильме "Простые вещи". В роли младшего - стажера Павла - Григорий Добрыгин, уже знакомый по главной роли в фантастическом боевике "Черная молния".

Актер молод: как раз в день берлинской премьеры ему исполняется 24 года. Но он уже много всего в жизни перепробовал: восемь лет провел в хореографическом училище Большого театра, два года - в протестантской семинарии, год постигал актерское ремесло у Константина Райкина, а потом перешел в РАТИ, где учится на четвертом курсе. Роль Павла - его дебют в кино: "Черная молния" снималась позже, хотя и раньше появилась на экранах. Дебют, с моей точки зрения, открывает нам актера серьезного, глубокого и перспективного. Мы говорим с Григорием незадолго до конкурсного показа фильма "Как я провел этим летом"

Российская газета : Почему такое грамматически неказистое название?

Григорий Добрыгин : В слове "провел" может быть несколько значений. Можно провести ЧТО-ТО, а можно - КОГО-ТО. Провести куда-нибудь - и просто провести, надуть. Чтобы понять это, нужно посмотреть картину, где эта фраза звучит.

РГ : Для большинства кинозрителей вы - человек новый. Расскажите о себе. В частности, почему вы так непостоянны в своих привязанностях? Например, учились балету - и бросили.

Добрыгин : Я практически был без году артист балета. Но я рад, что больше не танцую. Видимо, это не мое. В семнадцать лет оставил балет и поступил в семинарию. Кто-то называет это метаниями, а кто-то - опытом, который я получил до поступления в театральный институт.

РГ : Так вы и театральные вузы меняли тоже.

Добрыгин : Я учился на курсе Константина Аркадьевича Райкина. Там какая история была? Райкин меня взял буквально со второго тура - думал, что если я балетный, то у меня и сила и дисциплина на высоте. Но поступать к нему оказалось много легче, чем учиться. Потому что за два года, проведенные в семинарии, я стал расхолаживаться: там не было такой дисциплины, не было родительской муштры. Поэтому я расслабился и, учась у Райкина, продолжал вот такую самостоятельную жизнь - искал себя, пытался параллельно работать. И за месяц до окончания первого курса ушел, не дожидаясь, пока меня отчислят за плохую дисциплину. И поступил в РАТИ на курс к Олегу Львовичу Кудряшову.

РГ : Они там не возражают против ваших съемок?

Добрыгин : Были серьезные разговоры с мастером. Обычно там не отпускают, но к Попогребскому Олег Львович не мог не отпустить. А на "Черную молнию" я сам просил отпустить: это был для меня шанс.

РГ : Перед премьерой "Черной молнии" обещали, что это будет хит сезона. Вам говорили, что вы станете кумиром толпы, что вас будут узнавать на улицах. Это все сбылось?

Добрыгин : Мы попали с этой картиной как раз в момент, когда на экраны вышел "Аватар" - действительно хит! И он нас буквально смел. Но когда в Интернете мне пишут: "Мой сын сегодня помыл посуду, потому что ее мыл герой "Черной молнии" - мне это правда дорого.

РГ : А вы верите, что искусство может влиять на людей?

Добрыгин : Мне кажется, оно должно побуждать людей к самосовершенствованию. К сожалению, гораздо чаще оно зовет к совсем другому.

РГ : Места, где происходит действие фильма "Как я провел этим летом", вам, судя по всему, знакомы не понаслышке…

Добрыгин : Да, я родился вблизи Петропавловска-на-Камчатке в таком закрытом городке Рыбачий. Конечно, Чукотка - это несколько другое. Но так совпало, что и Сергей Пускепалис родился в Билибино, а я - чуть восточнее. Так что в целом мы оба - оттуда.

РГ : В поведении вашего героя для вас были загадки, которые вы должны были решать? Вам приходилось спрашивать у режиссера: "А почему я поступаю так?".

Добрыгин : Для меня было большой радостью, что такие вопросы не возникали - я не был далек от этих персонажей. В таких обстоятельствах я бы, вероятно, поступал так же. Часто актеру приходится "подтягивать" своего героя к себе - а тут все как-то срослось… Это роль, которую нужно было не столько понимать, сколько ощущать.

РГ : Вам в Берлине, в день премьеры исполняется 24 года. За эти годы вы умудрились пройти немало уже жизненных университетов. Какие уроки вы вынесли из них?

Добрыгин : Разные… Казалось, что из Академии хореографии можно было взять главное - профессию. Но там возникал и другой опыт. Мне было десять лет, и я ежедневно ездил в Москву из Зеленограда на электричке, метро и автобусе - час сорок в каждую сторону! А потом еще балетные нагрузки. Так что это был опыт выносливости. Наверное, хорошо, что благодаря балету я рано прошел школу цинизма и тщеславия, переболел болезнью, которая называется "звездной". А она как грипп - ей надо переболеть. Я ведь двенадцатилетним танцевал в па-де-труа из "Щелкунчика" на самых разных сценах - в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, в Большом… Обычно это танцуют в третьем-четвертом классах, я начал со второго - естественно это подогревало мое самолюбие: мол, я маленький, а уже многое могу! Танцевал куклу Щелкунчика - то есть все делал чуть раньше. Балетные очень тщеславны. Даже актеры менее тщеславны, потому что "прививка" этой профессии происходит позже. А тут с десяти лет тебе говорят, что ты самый лучший, ты голубых кровей, ты - иной! Хорошо, что я это уже прошел. Семинария - это отдельная история: я уехал от родителей, и получил первый опыт самостоятельной жизни. Потом киноопыт: мы снимали по 20 часов в день, и я близко узнал многие кинематографические профессии. А все профессиональные навыки - остаются.

РГ : Наверное, вам не стоит терять ни один из этих опытов. Вот вам теперь повезло: у вас па-де-труа с такими мощными стихиями, как чукотская природа и Сергей Пускепалис. А вообразите, что у нас задумают снять фильм о Нижинском или Нуриеве - тут ваше балетное прошлое плюс ваше кинематографическое настоящее и сойдутся вместе.

Кино и ТВ