17.02.2010 00:56
Экономика

Криминальный янтарный бизнес наносит ущерб казне Калининградской области

Почему янтарная кладовая не приносит Калининградской области желанные дивиденты
Текст:  Галина Белоглазова (Калининград)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №33 (5112)
Читать на сайте RG.RU

Из региона сегодня вывозится янтаря-сырца в два раза больше, чем официально добывается. Причем лидером по экспорту является отнюдь не янтарный комбинат - единственный легальный добытчик "солнечного камня" в эксклаве.

Эти факты озвучили представители регионального управления по недропользованию и Калининградской таможни на депутатских слушаниях в Калининградской областной думе, посвященных проблемам янтарной отрасли. Так, в 2009 году комбинат поднял на-гора 341 тонну янтаря-сырца, а за пределы эксклава ушло 705,5 тонны. В то же время, по данным таможенной службы, в регион было ввезено 144 килограмма ювелирных изделий из поделочного камня, а вывезено - свыше одной тонны.

В принципе, диспропорция между добываемым и продаваемым сырьем наблюдается не первый год. Разработчики янтарного карьера объясняют ее "реализацией прежних запасов". По словам гендиректора комбината Юрия Мухина, к добытому количеству янтаря следует добавить складские остатки. Они накапливались не один год и в основном представляют мелкую фракцию, которая среди местных переработчиков не пользуется спросом.

Однако наличие лицензий на вывоз у восьми организаций свидетельствует о развивающейся сети фирм-посредников, которые строят свой бизнес на перепродаже "солнечного камня", закупаемого у комбината. Что вызывает вопросы как у депутатов, так и у частных предпринимателей, занимающихся изготовлением украшений и сувениров из древней смолы. "Чеписты" остро нуждаются в сырье, а добытчики не заинтересованы продавать его на территории региона.

"Мы - производственная компания и не занимаемся дистрибуцией, - уточнил Мухин. - Среди наших контрагентов семь крупных оптовиков. Они имеют возможность покупать янтарь в необходимом им количестве, а уж затем в рамках своей хозяйственной деятельности определяют, что с ним делать - направить на переработку или на экспорт".

Причем покупают в больших количествах как раз неходовые фракции янтаря. Что является, по мнению добытчиков, нормальной мировой практикой. Например, в фармацевтическом бизнесе инсулин закупают у производителя и обеспечивают всю Европу всего две дистрибьюторские компании. Производителям не нужно нести громадные расходы на оборудование складов, доставку и прочее...

Так и осталась на бумаге идея с созданием янтарной биржи. Ни один аукцион по продаже крупных фракций янтаря-сырца так и не был организован. За то время, пока местные бизнесмены слышат об этой бирже, их конкуренты - поляки и литовцы - уже завалили весь рынок своим товаром, а полученную прибыль реинвестировали в развитие производства.

Калининградским же янтарщикам по-прежнему стоит огромных трудов и средств пробиться со своими изделиями, которые фактически приравнены к импортным, на российский рынок из-за проблем с таможенным оформлением грузов, даже если они отправляются авиатранспортом. Не бизнес, а слезы.

Похоже, под сукно положен и муниципальный проект "Город мастеров", разработчики которого предложили развернуть в одном из пустующих цехов янтарного комбината центр ремесел, включающий музей добычи полезного ископаемого, мастерские, изумрудный зал, торгово-выставочные помещения. Реализована только задумка с обустройством для туристов смотровой площадки у карьера. Здесь установили сруб, наполнили его голубой глиной и мелкой янтарной крошкой, которую туристам предлагают самостоятельно добывать лопатой. Аттракцион пользуется успехом. Как и организуемые на берегу моря соревнования по ловле янтаря.

Сегодня янтарная кладовая не приносит региону тех дивидендов, которые он имел в советские годы. А тогда, вспомнили депутаты, "самоцвет давал до 20 процентов областного бюджета, больше давала только водка".

Юрий Мухин поправил думцев: "И сегодня наша доля немаленькая - две трети перечисляемых нами налогов поступает в областной бюджет".

Но нужно что-то делать с "черными копателями", считают специалисты, вооруженными мощной современной горной техникой. Правоохранительные органы их ловят, штрафуют, но изымать орудия преступления не имеют права. В результате янтарный криминальный бизнес процветает, деньги текут мимо казны.

Участники депутатских слушаний констатировали: областная программа развития янтарной отрасли, рассчитанная на 2007-2011 годы, не достигла заявленных целей, поэтому должна быть пересмотрена. С чем согласились чиновники регионального правительства, которые уже работают над новой программой.

- Но уповать на то, что мы своими силами сможем изменить ситуацию в отрасли, нереально, - сказал корреспонденту "РГ" начальник департамента промышленности и инвестиций регионального минпрома Николай Мурашов. - Недра, добыча янтаря, сам янтарный комбинат - все это федеральная собственность, поэтому без вмешательства государства в промышленный кластер трудно на что-то рассчитывать. На комбинате сменился уже пятый директор, и все упирается в износ производственных фондов и необходимость техперевооружения.

Справка "РГ"

По информации налоговых органов, в области зарегистрировано 112 фирм и 258 индивидуальных предпринимателей, занимающихся переработкой самоцвета, производством и торговлей ювелирными изделиями из него. Численность работающих на государственном унитарном предприятии составляет 560 человек, но лишь половина из них сегодня занята на производстве. В частных фирмах трудятся около 2000 человек.

Экономика Ресурсы Калининградская область Северо-Запад