18.02.2010 00:16
Общество

Десять лет житель Ингушетии строит уникальную родовую башню

Десять лет житель Ингушетии строит уникальную крепость
Текст:  Алена Ларина (Ингушетия)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (5114)
Читать на сайте RG.RU

Во дворе собственного дома художник Мурад Полонкоев возводит точную копию многовековых башен предков.

Он - первый и пока единственный человек на Кавказе, решившийся на такое непростое дело.

Любовь к родовым ингушским башням Мурад впитал вместе с материнским молоком. Древние каменные пики можно увидеть практически на каждой его картине. Однажды Полонкоев решился "изобразить" старинную башню в натуральную величину. Кисть сменил на мастерок, краски - на камень, и работа закипела.

По ингушской традиции роду на строительство башни отводился всего год, он же трудится более десяти лет, и работы выполнены лишь наполовину.

Будущая башня будет пятиэтажной, высотой почти 22 метра и диаметром в основании - 25 метров. На нее уже ушло шесть КамАЗов горного камня, но для завершения необходимо втрое больше.

Сохранились четыре родовые башни тейпа Полонкоевых в Таргимской котловине вблизи  языческого храма Тхаба-Эрды. Их современный аналог в селении Средние Ачалуки, где живет художник, не будет практически ничем отличаться от древних строений.

Весь материал для возведения башни привезен с гор - тех мест, где предки современных ингушей строили свои каменные жилища, сохранившиеся на протяжении многих веков и представляющие собой памятники народного зодчества.

- Приходится обрабатывать большие валуны, раскалывать их, ровнять, - рассказывает он. - Для этого пробиваю в камне отверстие шести-семи сантиметров глубиной, потом забиваю в него тонкие металлические клинья. Наши предки использовали деревянные, хорошо впитывающие влагу, и поливали отверстие водой. Со временем дерево расширялось, и камень лопался. Пробить даже одно отверстие вручную очень тяжело, не случайно башню возводили всем родом.

Когда Мурад Полонкоев завершит свой тяжелый труд, уникальное строение станет музеем. На втором этаже башни будет представлен интерьер средневекового жилища ингушской семьи - деревянные стол, кровать, вязаные вещи ручной работы, шитые ковры, за исключением священного очага, огонь в котором в башнях поддерживался из поколения в поколение. Мастер планирует провести современное отопление, что станет единственным отличием строения от старинного аналога.

На остальных этажах разместятся национальная старинная одежда, предметы быта. Антикварные вещи мастер собирает уже много лет. В коллекции - множество кинжалов, кувшинов, серебряных женских и мужских поясов. Среди них есть пояс знаменитого абрека Зелимхана, в честь которого названо одно из мест в Джейрахских горах, и даже сыромятные ноговицы для хождения по горным тропам.

Образ жизни Ингушетия Кубань. Северный Кавказ