Один из козырей Берлинского фестиваля, кажется, не сработал. Запрещенный в Германии фильм Оскара Релера "Еврей Зюсс: взлет и падение" пресс-публика проводила нестройным "буканьем".
У меня картина столь яркого неприятия не вызвала. Смотрелась с интересом и напряжением, путь героя в бездну обозначен убедительно, актеры работали на нормальном профессиональном уровне. Далеко не шедевр, но и далеко не провал.
Это мое субъективное чувство.
Но лента официально запрещена к показу в немецком прокате. И публика приняла ее в штыки.
На немецком картина называется определенней: "Еврей Зюсс: фильм без совести". Его автор явно хотел снять подобие ленты Иштвана Сабо "Мефисто" - об актере Третьего рейха, который верно ему служил своим искусством, продав душу дьяволу. Ее герой - австрийский актер Фердинанд Мариан, которого лично Геббельс выбрал для исполнения заглавной роли в дорогом его сердцу пропагандистском фильме "Еврей Зюсс" по роману Лиона Фейхтвангера. Картина Релера воспроизводит (или частично фантазирует) процесс съемок скандально известного антисемитского фильма, который в 1940 году стал главным хитом кинематографа 3-го рейха - его посмотрела четверть всего населения Германии. Правда, говорят, картину в основном крутили для солдат, накачивая их ненавистью к евреям.
Оскар Релер нам помнится по экранизации "Элементарных частиц" Уэльбека. В новой ленте он не мудрствует, придерживается нормального линейного рассказа, стилизует картинку под 40-е годы - изображение застряло где-то между цветным и черно-белым кино.
Согласно фильму, Геббельс запал на Мариана в роли Яго в шекспировском "Отелло" и, невзирая на сопротивление актера, хитроумными уловками добился своего. Первая треть сюжета - съемки под личным художественным руководством Геббельса, где герой надеется своим талантом придать еврею Зюссу человеческие черты, но совершает уступку за уступкой, вторая - взлет: триумфальная премьера на Венецианском фестивале, и третья - обещанное падение: война окончена, актера презирают, он жалок, чувствует себя проклятым и кончает самоубийством. Тобиас Моретти в этой роли вполне импозантен и, в общем, убедителен во всех трех частях. Роль Геббельса отдана главному сердцееду немецких экранов Морицу Бляйбтрою - Релера министр пропаганды интересует как "чаровник и манипулятор, личность высокообразованная, человек, знающий немецкую литературу и философию вдоль и поперек". Бляйбтрой играет мини-фюрера - иезуитски учтивого, истеричного и непредсказуемого.
Довольно значительный метраж отдан как бы воссозданному из пепла "Еврею Зюссу": фильм, надо понимать, цитирует из него пространные сцены, естественно, с участием уже своих героев. В какой мере точна стилизация - судить трудно: зрителей видевших "Еврея Зюсса", в живых уже почти не осталось. Но, пожалуй, интригует - кому-то, возможно, позарез захочется посмотреть запретный плод самому.
Картина, повторяю, не шедевр. Но причина столь активного, демонстративного ее неприятия и на пресс-показе, и на последующей пресс-конференции - я думаю, в ее амбивалентности: каждый в ней увидит свое. Одни, сообразно своим убеждениям, прочитают ее как притчу о продаже души дьяволу, другие, опять же согласно своим убеждениям, будут внутренне аплодировать зажигательным речам обаяшки Геббельса, толкующего об еврейской угрозе миру. Эта картина, по новейшей моде старательно избегая морализаторства и полагаясь на способность зрителя к самостоятельным оценкам, как никогда наглядно обнажила недостаточность такого подхода: он может казаться исследованием, а может оказаться провокацией. Здешние зрители такие вещи просекают сразу: они научены горьким опытом и теперь бдительны.