Специальное расследование на злободневную тему лекарств подготовил журналист НТВ Алексей Егоров, автор цикла "История всероссийского обмана".
Новый фильм этого цикла, который можно будет увидеть на НТВ 19 февраля в 21.00, называется "Лекарства. Заговор против здоровых" и рассказывает он в том числе и о том, как коммерческие фирмы подсаживают людей на лекарства.
Подробности для "РГ" раскрывает автор.
Российская газета: В чем заключается заговор против здоровых? Неужели аптекари хотят погубить здоровье нации?
Алексей Егоров: Почему же только аптеки? Фарминдустрия в наши дни - это, в первую очередь, бизнес, и только потом борьба за здоровье пациента. А что касается аптек - простой эксперимент. Провести его может любой из вас. Зайдите в аптеку с вопросом: что у вас есть от кашля? Мы обошли десяток аптек разных фирм, и все как один предлагают препарат за несколько сотен рублей, хотя от кашля вполне могли бы помочь таблетки и за 30 рублей. Но их не так выгодно продавать. Мы доказали, что в ряде случаев совет аптекаря небескорыстен. Довольно часто с каждой проданной упаковки аптека получает процент от поставщика лекарства.
РГ: Чем отличается ситуация с лекарствами у нас в стране и за рубежом?
Егоров: Во-первых, антибиотики ни в одной цивилизованной стране мира вы не купите без рецепта врача. В Европе гораздо меньше, чем у нас, препаратов в свободной продаже. Для этого просто стоит посмотреть на прилавки у них и у нас. Кроме этого, возьмите список десяти самых популярных лекарств в России и, скажем, такую же десятку из США. Там будут препараты, названия которых у нас и не слышали. Что же касается нашей десятки - оказывается, в этом списке много "пустышек" - препаратов с недоказанным терапевтическим действием.
РГ: Насколько я знаю, существенная часть вашего фильма посвящена антибиотикам, почему вы считаете, что применение антибиотиков опасно и на основании чего делаете выводы?
Егоров: Конкретная таблетка антибиотика, которую вы пропили в соответствии с назначениями врача, конечно, не опасна. Опасно бессистемное потребление антибиотиков. И это утверждаем не мы, а врачи-инфекционисты, которые с уверенностью говорят о том, что в половине случаев лечения антибиотиками можно избежать. Скажем, существует повсеместная практика, когда антибиотики пьют при гриппе, хотя, как выяснилось, вирусные заболевания не лечатся антибиотиками.
Плюс к этому мы постоянно потребляем антибиотики вместе с едой. Нами была проведена большая проверка. И выяснилось, что антибиотики присутствуют не только в мясе, в том числе и в курином, об этом мы рассказывали в программе "Мясо. История всероссийского обмана", но иногда и в молоке, в сыре и, что самое удивительное, в меде. Получается, сами того не желая, мы употребляем антибиотики практически всегда.
РГ: Еще одна проблема с лекарственными препаратами - цены на них существенно разнятся в аптеках.
Егоров: Это вопрос о том, как продать. Мы ездили в Индию и были удивлены таким фактом: крупный индийский завод выпускает фактически один препарат. В Индии он стоит копейки. Потом этот же препарат идет к нам в Россию. Здесь его упаковывают в блистеры (пластиковая упаковка с алюминиевым покрытием) и пишут "сделано в России". Цена препарата, естественно, возрастает. А ведь на том же индийском заводе выпускаются лекарства для многих стран. Сделанный в Индии, упакованный в Европе, все тот же препарат у нас будет стоить еще дороже. И это только один из способов поднять цену.
РГ: Вы вводите в фильме такое понятие, как "медрепы", что это за люди и в чем их опасность?
Егоров: Это понятие вводим не мы. Медреп - это профессия, давно известная любому практикующему врачу. В России людей этой профессии называют медпреды - медицинские представители. Их задача - ежедневно наносить визит врачам и уговаривать их работать только с данным конкретным препаратом. То есть выписывать пациентам препарат именно той фармкомпании, представителями которой они являются. Конечно, толковый врач информацию медпреда только примет к сведению, и не более того. А вот "коммерческие врачи" (так их называют за глаза) с каждого рецепта имеют пусть небольшую, но все же денежку.
РГ: Легко ли вам было работать над программой, все ли герои истории шли на контакт?
Егоров: На контакт шли легко, тяжело было уговорить тех же бизнесменов от фармацевтики рассказать на камеру то, чем они с легкостью делились в приватных беседах. Вот пример той откровенности, которой мы добились: один из владельцев крупной фармкомпании рассказал, как ему не давали войти на рынок, но стоило бизнесмену проявить принципиальность, без взяток и откатов поучаствовать в аукционе, и цена на тот препарат, который обычно закупался по 7800 рублей, вдруг резко упала до 46. То есть в 170 раз! Ну где вы еще увидите такие "скидки"?