Туроператоры объявили войну максимальным скидкам на путевки. По новым правилам, предложенным Ассоциацией туроператоров России, скидка на путевку не должна превышать 5-6 процентов. Эта инициатива уже успела стать предметом разбирательства для Федеральной антимонопольной службы.
Как уверяют туроператоры, ряд компаний, пытаясь поправить свое положение и завлечь клиентов, идут на неоправданное занижение цен. И потому члены ассоциации подписали хартию, которая должна объединить участников рынка в борьбе с демпинговыми ценами и касается главным образом турагентств, которые выполняют своего рода роль посредников между туроператорами и потребителями. Свои подписи под документом поставили 13 крупнейших туроператоров России. Как сообщил "РГ" первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович, хартию готовы поддержать и другие компании.
По новым правилам уровень скидок не должен превышать 50 процентов от суммы вознаграждения турагентствам со стороны поставщиков услуг. Как правило, комиссия турагентства составляет 10 -12 процентов от стоимости тура. "Если агентство предлагает путевку со скидкой 15 процентов, то здесь речь идет о недобросовестном демпинге, поскольку заплатить туроператору меньше, чем стоит тур, нельзя", - считает Владимир Канторович. В соответствии с хартией скидка не должна будет превышать 5-6 процентов. Если компании все же будут завышать дисконты покупателям, то провинившихся накажут, не доплатив им комиссию за посредничество в сделке.
Между тем независимые эксперты считают, что данное правило невыгодно участникам рынка. Можно предположить, что бизнес искусственно устраняет конкуренцию между турагентствами, диктуя максимальное уравнение цен. Начальник управления по борьбе с картелями ФАС Александр Кинев дал понять, что соглашение, которое подписали представители АТОР, представляет особый интерес для его ведомства. "Мы будем с ним работать", - сообщил он "РГ". В свою очередь участники рынка ссылаются на то, что подобная мера - вынужденная.
В прошлом году, когда спрос на путевки упал сразу на 20 процентов, фирмы любыми способами старались удержать клиента. Самая напряженная борьба развернулась в регионах. Неделю в четырехзвездочном отеле Египта можно было купить за 300 долларов, в то время как среднерыночная цена была выше долларов на 50 и более. Такая ценовая политика, считают в АТОР, отрицательно повлияла на рынок, все его участники вынуждены были привлекать клиентов исключительно большими скидками. Иногда - себе в убыток. Причем, по словам Владимира Канторовича, было немало случаев, когда агентства, устроив феерическую распродажу, исчезали. В конечном итоге пострадавшими оказывались как туроператоры, которые зачастую не получали от агентов оплаты туров, так и туристы, которые, оплатив поездку, оставались ни с чем, считает глава АТОР.
"Вряд ли из-за введения новых стандартов произойдет повышение цен на путевки", - считает замгендиректора одной из крупнейших российских туристических компаний Людмила Сысойкина. По мнению представителей бизнеса, цель акции довести до потребителя, что если цены в одной компании сильно отличаются от среднерыночных, то стоит на это обратить внимание. Как обещают туроператоры, стоимость туров просто станет справедливой для всех участников рынка. Правда, потребители в этой ситуации все же рискуют остаться без путевок "по бросовым ценам", которые стали своего рода альтернативой практически сошедшим на нет в период кризиса "горящим" путевкам. Особенно заметно это может сказаться в тех регионах, где до сих пор шли "скидочные войны" среди турагентств.