Первый доклад, подготовленный Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) под руководством нового генерального директора организации Юкии Амано, будет представлен Совету управляющих агентства в ходе заседания, которое пройдет в начале марта. Однако главные и наиболее тревожные его положения стали известны уже сейчас.
Иран, сказано в документе, не обеспечивает необходимого сотрудничества, которое позволило бы МАГАТЭ подтвердить, что "весь иранский ядерный материал находится в мирной деятельности". Агентству необходима уверенность в отсутствии в ядерной программе Ирана "возможных военных составляющих".
К сожалению, заслуживающая доверия информация, полученная из "самых разнообразных источников", вызывает "озабоченность по поводу возможного существования в Иране прошлой или нынешней нераскрытой деятельности, связанной с разработкой боезаряда или ракеты". Иран не выполняет требований, содержащихся в соответствующих резолюциях Совета управляющих МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН, включая осуществление дополнительного протокола к соглашению о гарантиях, что "важно для укрепления уверенности в исключительно мирных целях его ядерной программы и для решения остающихся вопросов".
В Тегеране сразу же опровергли предположение о своих возможных попытках создать ядерную боеголовку, причем сделали это на самом высоком уровне - устами духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Тот назвал напряжение, создаваемое мировым сообществом вокруг Ирана, "безосновательным, так как убеждения иранцев запрещают нам использование подобного оружия. Мы в него не верим и не жаждем овладеть им".
Однако в других странах склонны верить скорее докладу, чем опровержениям Тегерана. Германия заявила, что доклад МАГАТЭ "подтвердил ее худшие опасения".
Официальный представитель госдепартамента США Филип Кроули считает, что новый доклад Международного агентства по атомной энергии еще больше усилил обеспокоенность по поводу ядерной программы Ирана. И США непонятно, почему власти этой страны отказываются конструктивно взаимодействовать с международным сообществом.
В Москве также восприняли доклад со всей серьезностью. "Нас очень тревожит, и мы не можем с этим смириться, что Иран отказывается сотрудничать с МАГАТЭ", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он признал, что с точки зрения международного права овладение полным ядерным топливным циклом для мирных целей не запрещено. "Но иранское руководство в свое время около 20 лет осуществляло свою тайную ядерную программу, не докладывая об этом МАГАТЭ", - пояснил Лавров.
В США сейчас готовят новый пакет антииранских санкций, который будет вынесен на обсуждение Совета Безопасности ООН. Параллельно на уровне экспертов обсуждается вероятность нанесения превентивных ударов по ядерным объектам Ирана. Впрочем, большинство аналитиков выступают против такого развития событий.
Председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майкл Муллен предостерегает: "Никакой удар, пусть и самый эффективный, не будет решающим. Меня очень тревожат непредсказуемые последствия любой военной акции в отношении Ирана". Адмирал уверен, что сегодня "должны использоваться только рычаги дипломатического и экономического давления".