Мы вошли, и люди в трамвае замолчали. А потом раздалось: Евгений Гришин, Олег Гончаренко, Виктор Косичкин, Валерий Муратов... И налетели любители автографов, пошел в ход мой английский: всем хотелось знать, как живут - поживают наши прекрасные чемпионы - конькобежцы.
В Ванкувере трамваи не ходят. Скончался мой верный друг трехкратный чемпион мира Олежек, Олег Георгиевич Гончаренко, нет с нами четырехкратного олимпийского чемпиона Гришина. Давно не видел Косичкина, а с одним из тренеров нашей российской сборной, экс-чемпионом мира в спринте Валерой Муратовым, расцеловался при входе в "Овал". А то путешествие с легендами нашего конькобежного спорта совершал я по конькобежной столице мира Осло. Русских все знали. Славную российскую плеяду чемпионов уважали не только в родных пенатах. В норвежских, да и во всех других тоже: наши были мировой гордостью.
А сейчас мы усиленно гадаем, повторит ли свой бронзовый успех Ваня Скобрев на десятке. По существу, он - единственная надежда в коньках, да выстрелят ли - а вдруг? - его сотоварищи. Есть какие-то призрачные надежды на женскую командную бронзу. Может, и еще чего-то светит далеким мерцающим огонечком. Но преемственность утрачена, и победные гены как-то исчезли. Вот была бы Света Журова...
Много говорили о строительстве закрытых конькобежных стадионов, новых дорожек. Построили, опробовали... И что? Теперь ждем, что к Сочи-2014 подтянем наш юный резерв. Подтянем ли?
Происходящее в уютном "Овале" конкретных ответов не дает. Лучший из наших - Скобрев, тренирующийся у итальянцев. Зачем тогда было городить всю историю с постройкой дорогущих арен в Крылатском, Челябинске, Коломне? Не пойму, отчего и почему нашим не бежится, когда все есть, и почему бежалось, когда ничегошеньки не было.
Иван Скобрев на дистанции 1500 метров четвертый - 1 мин 46.42. Как рванул на втором круге. Но как засиделся на старте. Эх, если бы, ведь было по силам. Техника поставлена, характер - есть, условия созданы.
Российская газета: Что не получилось?
Иван Скобрев: Получилось все. Но 1500 - все-таки не моя дистанция.
РГ: Тогда почему такой недовольный вид?
Скобрев: Лучше бы занять десятое место, чем четвертое. Ни то ни се. Только большое расстройство.
РГ: На десятке есть шансы?
Скобрев: Есть. Точно есть. Я не люблю загадывать, но у меня здесь уже одна медаль. Надо еще одну. Обещаю: буду стараться. И нужно рискнуть. Буду терпеть, выступаю с травмой.
РГ: С кем бы хотелось бежать в паре?
Скобрев: Да с тем же Фабрисом. Мы уж друг с другом привыкли бегать. И я готов.
А вот кто за спиной лидера: Евгений Лаленков, 11-й, - 1:47.06, Алексей Есин, 21-й, -1:48.62 и Александр Лебедев - 1:52.09 - 36-й. Это для наших не хорошо и не плохо - это типично. Тенденция, которую срочно нужно переломить.
С лестницы больно падать
Высоченная голландка Марина Витте не пропускает ни единого крупного соревнования в скоростном беге на коньках. Такая уж работа: кому бегать, а кому анализировать результаты этого бега.
Российская газета: Госпожа Витте, поздравляю с победой на полуторке. Ваш соотечественник Тюйтерт преподнес сюрприз.
Марина Витте: Оставил вторым самого американца Шанни Дэвиса, которого просто так, одним везением, не обыграть.
РГ: А у нас - четвертое место Скобрева. И пока в коньках одна бронзовая медаль. А помните, какие у нас были чемпионы?
Витте: На лестницу тяжело забираться. Особенно после того, как с нее упали.
РГ: Считаете, мы упали?
Витте: И больно. Еще несколько лет назад у вас не было ни одного крытого катка. Я ездила на чемпионаты России в Германию.
РГ: Но сегодня классные катки в Коломне, Челябинске, Москве.
Витте: На подъем потребуется еще несколько лет. Нельзя вот так встать и сразу все выиграть. И потом конькобежный спорт потерял у вас в стране какую-либо популярность. Чтобы она вернулась, чтобы отыскать способных, требуется время.
РГ: А его нет. Через четыре года Сочи.
Витте: Но кого винить, что бег на коньках, где у вас было столько великих, загублен? Вас самих. К примеру, и вас - лично. Вместо того чтобы помогать конькобежцам, толкали вперед фигурное катание. Ему и без вас есть кому помогать. Конечно, конькам нужна государственная поддержка. Сами записали конькобежцев в бедных родственников, а теперь ими же и недовольны. До чего же дошло, если у способного Скобрева во всей огромной вашей стране нет достойного спарринг-партнера и он вынужден тренироваться в Италии.
РГ: Видите выход?
Витте: Новые катки, приближенные к кварталам, где живут простые люди. Популяризация среди детей. Вклад средств, которых сегодня потребуется больше, чем нужно было вчера и позавчера. Голландцы что-то выигрывают в коньках, потому что многие на них катаются. Если даже вы настроите новые конькобежные дворцы, но они будут по-прежнему пустовать, то ни к Сочи, ни к 2018 году вам в большом конькобежном спорте не подняться. В коньки надо вкладывать. Иначе не видать вам ни Журовых, ни Гришиных.