Российская газета : Виталий Леонтьевич, с победой вас! Ну до чего красиво выиграли наши дев чонки-биатлонистки эстафету.
Виталий Мутко : С победой в первую очередь болельщиков. Этот успех в женской эстафете - высший пилотаж. Можно, конечно, подготовить одну выдающуюся спортсменку, как немка Нойнер. Но еще почетнее, ценнее создать великолепную четверку. Вот что говорит о настоящем развитии вида спорта. А есть еще и Булыгина, которая тоже была готова бежать.
РГ : Это мы о сегодняшней большой российской удаче. Хотелось бы, чтобы было их на этих Играх побольше.
Мутко : Теперь дело за спокойным, взвешенным анализом и большой предстоящей после него работе. В Ванкувере разыгрывается 86 комплектов медалей, а мы конкурентоспособны лишь в 25 - 30. В 56 видах борьба по существу ведется почти без нас. 25 стран уже выиграли здесь медали, из них 16 государств - золотые. Речь о том, что спорт высших достижений превратился во многих местах в мерило социально-экономического развития, стал элементом единения нации. Относятся к этому сегодня исключительно серьезно. А мы в 90-е некоторые моменты упустили, системной работы не было, и эти годы у нас потеряны: пока некоторые государства совершали рывок, мы же прозевали, в росте остановились, даже собственное десятилетиями нарабатывавшееся отдали.
РГ : И осталось нам бороться за медали лишь в некоторых видах разбухшей олимпийской программы.
Мутко : Биатлон из этих видов. Кто в основных соперниках? Немцы, норвежцы. Теперь дважды выиграли в биатлоне и мы. А еще добавились к победителям словенцы с французами, может, и потому, что так удачно сложились для них погодные условия. А теперь представьте, какая в биатлоне мощнейшая конкуренция.
РГ : Легко, если вспомнить, что на старт женского спринта вышли 89 спортсменок, а мужского - 87.
Мутко : Та же картина и в лыжах. Но другие страны, та же Америка, берут медали в тех видах, где мы пока не участвуем. Горные лыжи, фристайл, сноуборд - мы в них слабы, только начинаем где-то серьезно осваивать.
РГ : Виталий Леонтьевич, но мы же наделали элементарных ошибок. Ладно, дорогущие горные лыжи. Да вы возьмите шорт-трек. На моей памяти после каждого начисто проигранного нами олимпийского цикла поднимается буря: возьмемся за развитие медаленосного вида. И что, взялись?
Мутко : Точно возьмемся. Федерация этого вида, как и некоторые другие, мало что сделала для его развития. В шорт-треке за десять лет ничего не сделано. В других странах и отдельной федерации по шорт-треку нет. И у нас теперь не будет. Как и во всем мире, шорт-трек входит в федерацию конькобежную - Союз конькобежцев России. Возьмем сноуборд, фристайл - к ним надо относиться серьезнее. Экстремальные виды спорта набрали популярность. Значит, выход один - развивать. Мы на Воробьевых горах проводили соревнования, так собиралось до 25 тысяч. Но сюда надо системный подход. А его нет.
И о другом. Возможно, надо по-другому подходить к подсчету медалей. Если смотрите канадское телевидение...
РГ : ...Смотрю.
Мутко : Тогда видите, что канадское телевидение дает расположение команд в таблице по общему количеству медалей. Потому что "серебро" и "бронза" сегодня, при таком уровне развития спорта и острейшей конкуренции - достижения важнейшие. По этому показателю Россия уже на четвертом месте.
РГ : Тут не утихают разговоры о Плющенко: засудили его - не засудили. Пока, пожалуй, это наиболее резонансное событие Игр.
Мутко : Женя - выдающийся спортсмен. Выиграть на трех Олимпийских играх "серебро" - "золото" - "бронзу" - огромный успех. Да вы подумайте: вернуться восемь месяцев назад в большой спорт после трех с половиной лет перерыва - сродни подвигу. А что касается вопроса об оценке, то сейчас Международный союз конькобежцев (ИСУ) работает по такой системе оценок. Они в мае будут рассматривать эту проблему на Конгрессе. Это выборная межнациональная общественная организация, не государственная структура. Влиять на ее решения сложно.
РГ : Но влияем. Наша федерация борется и сражается иногда в одиночку: ведь усреднение уровня оценок на руку - или на ногу - большинству стран.
Мутко : Я вам напомню: эта система принесла нам на Играх в Турине три золотые медали, не ошибись немного Слуцкая, было бы и четыре. То есть четыре года назад она нас устраивала. Когда мы что-то проигрываем, то говорим "нас не устраивает". К этому надо относиться спокойно. Да, такая система, сегодня она применяется для всех.
РГ : До окончания Игр еще несколько дней. Что хотели бы сказать читателям-болельщикам?
Мутко : Что тот результат, который имеем, он объективный. Не надо никакой паники. Да, может, считают, будто мы не добираем медалей, к примеру, в том же фигурном катании. Да, но ушло поколение потрясающих мастеров. Вчера я переживал за танцоров Оксану Домнину - Максима Шабалина. Парень-то героический. Мы прекрасно знаем, в каком он состоянии. Сейчас поработаем и подготовимся к Сочи. Биатлон, фигурное катание, лыжи, хоккей, скоростной бег на коньках - это наши виды. А нам отдавать свое нельзя. Германия, США, Норвегия... Они берут своими видами. А потом уже стараются расширять спортивную географию. И здесь наши задачи с ними схожи. Еще раз повторю: горные лыжи, фристайл, сноуборд, керлинг, шорт-трек, женский хоккей будем поднимать. Мы прикидывали: есть около 50 претендентов. Около 20 - выстрелили, и хорошо, что среди них - молодежь. Подрастает новая генерация. Опыт этих Игр подсказывает: нужно менять отношение к своим спортсменам. Мы категоричны. Мы или ненавидим, или любим. Ну иногда же перехлестываем. Сколько тут четвертых мест. Саночник Демченко на этой трассе четвертый. В чем его можно упрекать? Устюгов мог дважды стать чемпионом. Или Легков - да он боец, хоть и проиграл какие-то секунды. Большинство атлетов не отбывали здесь номер. Они бились, сражались. Смотрите на лыжный спринт - что там сотворили Крюков с Панжинским. Две медали Скобрева в коньках. Давайте больше помогать и верить.