25.02.2010 00:46
Экономика

Магистраль, соединившую Югру, Ямал и Тюмень, предлагается продлить до Петропавловска

Югра станет перекрестком международных транспортных магистралей
Текст:  Владимир Ламин (Югра)
Российская газета - Экономика УРФО: №38 (5117)
Читать на сайте RG.RU

Югра сыграет важнейшую роль в формировании интегрированного евро-азиатского пространства и создании нового межконтинентального коридора. Об этом заявили ученые, эксперты, дорожные строители стран СНГ, Европы и Америки на прошедшем в Ханты-Мансийске совещании Межправительственного совета дорожников (МСД).

Интерес международного сообщества к автономному округу не случаен. Именно через его территорию может быть проложена единственная вертикаль, которая свяжет как минимум три широтных коридора (Северный морской путь, Транссибирскую и Северо-Сибирскую магистрали), сократив пути международных грузов и обеспечив интеграцию регионов.

Кроме того, у Югры богатый опыт строительства мостов и дорог в суровых климатических условиях. Правда, раньше здесь превалировало ведомственное строительство - прокладывались дороги для нефтяников и газовиков, но со временем сформировалась огромная транспортная сеть общего пользования. Здесь умеют находить стимулы для инвесторов, создавать условия для успешной реализации проектов.

На заседании рабочей группы МСД предметно обсуждалось будущее магистрали, связывающей Ямал, Югру и Тюмень. Ее предложили продлить до Петропавловска (Казахстан), и эту инициативу горячо поддержали Армения, Белоруссия и Казахстан. Участники совещания рассмотрели влияние этого транспортного коридора на экономику всей России, в частности, на стратегию создания территориально-производственных кластеров и формирование новых межрегиональных трасс, определяющих развитие СНГ.

В целом концепция развития Западно-Сибирского региона, представленная югорчанами, обосновывает целесообразность строительства ряда автодорог, а также железнодорожной магистрали вдоль восточного склона Уральских гор (транспортный коридор "Урал промышленный - Урал Полярный"). Концепция прошла широкое обсуждение, в том числе в Федеральном Собрании РФ. В результате руководителями государственных исполнительных и законодательных органов субъектов РФ и руководителем Федеральной дорожной службы России было подписано соглашение о сотрудничестве в развитии транспортной инфраструктуры. В последующем автомобильные дороги Пермь - Ханты-Мансийск - Томск и Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард были включены в число 18 автодорожных коридоров России. А автомобильная дорога Пермь - Ханты-Мансийск - Томск в транспортной стратегии России на период до 2030 года включена в маршрут федерального значения, который свяжет Санкт-Петербург с Томском. Эти дороги станут важным звеном, соединяющим запад страны с Дальним Востоком и в перспективе - Северный морской путь с югом Тюменской области, что создаст дополнительные транспортные выходы в Среднюю Азию.

По оценке геологов, арктические недра содержат около четверти всех шельфовых запасов углеводородов мира, кроме того, здесь много других минерально-сырьевых ресурсов. Поэтому роль Северного морского пути в ближайшее время будет возрастать. В докладе, представленном рабочей группе МСД, было отмечено, что льды Арктики, по прогнозам ученых, через некоторое время отступят на 100 километров к северу, что сделает Севморпуть судоходным круглогодично.

Завершение формирования Северо-Сибирской железнодорожной магистрали должно обеспечить связь портов Баренцева и Белого морей с возможным выходом в скандинавские страны и Тихий океан. Магистраль пересекает важнейшие сырьевые базы России, и ее развитие будет формировать аналогичный Транссибу второй промышленный пояс Сибири. Для соединения регионов необходимо построить на территории Югры железную дорогу Салым - Ханты-Мансийск - Приобье. При этом строительство первого участка уже включено в транспортную стратегию РФ до 2030 года.

По мнению руководства Югры, появление вертикального коридора снимет транспортные ограничения и для самого округа. К примеру, в советское время отсюда вывозили 15 миллионов кубометров древесины, сегодня - менее трех миллионов, при расчетной лесосеке 30 миллионов кубометров в год.

Как отметили участники совещания, Югра - не пустыня. Все дороги, о которых идет речь, уже существуют, необходимо лишь их связать и реконструировать, доведя до необходимого уровня.

Мнение

Алексей Сафиоллин, заместитель председателя правительства Югры по вопросам строительного комплекса:

- Пока направление Север - Юг в транспортной стратегии страны числится как коридор для северного завоза, и отношение к нему соответствующее, и дороги в плохом состоянии. Признание этого направления международным коридором даст возможность включения в федеральные целевые программы, а также дополнительные стимулы для привлечения внебюджетных источников. В частности, кредитов крупных банков, в том числе Европейского, который уже выразил желание финансировать эту работу.

Справка "РГ"

Сеть автомобильных дорог в Югре составляет более 22 тысяч километров, в том числе 13 тысяч - с твердым покрытием. Протяженность дорог общего пользования регионального и федерального значения - 2630 километров, кроме того, в автономном округе ежегодно функционирует 3200 километров зимних автодорог и ледовых переправ общего пользования.

Экономика ХМАО Урал и Западная Сибирь