Евгения Родыгина я впервые увидела несколько дней назад на генеральной репетиции его юбилейной программы с артистами Уральского народного хора.
- Здесь в моей песне должна быть нота фа, а я ее не слышу! - негромко обратился к оркестру невысокий крепкий старичок с голубыми глазами, добрыми и беспокойными. - Да, да! Чем лучше песня, тем хуже!
Оркестр замялся, и репетиция прервалась на 20-минутный перерыв. В это время мы и познакомились с автором заменитой "Рябинушки". "И эта штука все запишет? Какая прелесть!" - Родыгин вертит в руках мой диктофон.
Российская газета: Евгений Павлович, а что значит ваша загадочная фраза: "Чем лучше песня, тем хуже"?..
Евгений Родыгин: А так сложилось: у хороших песен тернистый путь. Песню "Свердловский вальс" я выстрадал. Написал ее в 1962 году, а Уральский хор тогда возглавлял композитор, который к хору меня просто не допускал. Пришлось договариваться с артистами, чтобы они ночью пришли в телестудию вместе с симфоническим оркестром филармонии. Собрались, начали разучивать песню с нуля, а под утро звукорежиссер Валерий Бояршинов эту песню записал. И она запела-зазвенела по всем телестудиям: от Москвы до Дальнего Востока. И западное телевидение ее подхватило. "Свердловский вальс" даже перевели на языки других народов - китайский, прибалтийские, иврит...
С песней "Едут новоселы" тоже "детективная" история приключилась. Написал ее в 1954 году, отдал в Уральский хор и услышал "вердикт" худрука: "Это фокстрот, так в деревнях не поют!" Забраковал песню. Ну что за нелепость! Худруки вообще любят чинить препятствия! Они считают, что у народной песни должен быть определенный стиль, без всяких новаторских нот. Да ошибаются худруки! Народ сам решает, что ему любить, а что отвергать. Пришлось и эту песню разучивать тайно и, когда худрука на концертах не было, "втискивать" ее в программу.
РГ: А правда, что вы песни стали сочинять на фронте, после тяжелого ранения?
Родыгин: Да. Помню как сейчас. Контузия - и меня как будто не стало: ни боли, ни страха! Очнулся в медсанбате в польском городке Лодзь с переломами обеих ног выше колен. Лежу на раскладушке, а ноги - в шинах. Медсестрички добыли где-то аккордеон, и два месяца, пока кости срастались, играл свои любимые песни. Что не мог вспомнить - импровизировал. Так и стал композитором.
РГ: А вы поете, когда душ принимаете?
Родыгин: Нет, только считаю. Это мое ноу-хау. Три года назад из любопытства стал "моржевать" на озере Шарташ. Прорубь прибавила мне здоровья, а сейчас я нашел ей неплохой заменитель - душ. Встаю под холодную воду - считаю до десяти, потом закрываю кран - включаю горячий вентиль, и опять - до десяти. И так десять раз. После такой процедуры все тело красное, полотенцем оботрешься, и эффект не хуже, чем от проруби.
РГ: Ваши песни знают и поют, а вас, мне рассказывали, узнают порой даже в магазинах. Известность не утомляет?
Родыгин: Известность? Это просто слово. Мои произведения исполняют во многих странах, да меня и сейчас узнают на улицах, здороваются. Но самое важное - просят давать концерты и творческие встречи - эта дружба с народом и есть главное!
РГ: А почему вы всю жизнь верны народной музыке?
Родыгин: Это наши корни - простите за банальность! Она и лечит, и окрыляет, и воспитывает. Гармошка - это "соска", которую пацанам нужно прививать с малых лет: настраивать на гармонию. А уж когда подрастут - джаз.
РГ: Вы и сейчас сочиняете?
Родыгин: Если стихи хорошие. Первую строфу прочитал - уже знаю, надо ли читать вторую. В первых словах должна быть эмоция, которая тебя подхватывает и ты начинаешь искать мотив. Хороших стихов нет - пауза. Дел у композитора хватает!
РГ: А какие у композитора еще могут быть дела?!
Родыгин: Смеетесь, барышня?! Покой нам только снится! Просыпаюсь в семь утра, чтобы послушать свежие новости. Пока узнаю, что в мире творится, должен 84 раза достать пальцами рук пол. Потом 100 раз подпрыгнуть. После завтрака беру телепрограмму и красным карандашом отмечаю самое важное, что можно будет посмотреть в течение дня.
Днем я очень много на спине лежу - голова работает. Мое рабочее место, если так можно назвать диван, полностью автоматизировано, как на подводной лодке. Достаточно руку протянуть: слева - чистый лист бумаги и карандаш на пружине, чтобы музыку записывать, правая пружина - телевизионный пульт, третья - ластик, чтобы записи стирать. Глинка, между прочим, тоже лежа музыку сочинял. А вот оркеструю я ее уже на компьютере.
И обязательно надо наметить на день какое-то дело и выполнить его до вечера. Тогда спать ложишься с хорошим настроением: день прошел не зря! И таблетки никакие не нужны, разве что от бессонницы.
Справка "РГ"
Евгений Павлович Родыгин родился в 1925 году в городе Чусовой Пермской области. В 1942-м семнадцатилетним ушел добровольцем на фронт, в апреле 45-го в бою под Берлином был тяжело ранен. Награжден медалью "За отвагу". В 50-е годы имя Евгения Родыгина стало известно огромной армии поклонников отечественной эстрады. Песня на стихи Прокофьева "За высоким палисадом земляника расцвела" стала шлягером молодежи Советского Союза. Затем появились "Уральская рябинушка" ("Ой, рябина кудрявая, белые цветы..."), "Белым снегом", "Куда бежишь, тропиночка милая", "Едут новоселы", "Лен мой". Написал музыку к пьесе Юрия Мячина "Размолвка" и к художественному фильму "Во власти золота". И сейчас продолжает писать музыку, в частности, предложил Екатеринбургу свой гимн. Народный артист России. Почетный гражданин Екатеринбурга и Свердловской области.