Кунгурский роддом, единственный на округу с населением в 100 тысяч человек, остался без лицензии, а потому не имеет права принимать рожениц. В нарушение предписания акушеры продолжают работать: из 30 принятых ими "нелегальных" родов пять случаев грозили гибелью матери или ребенка.
Кунгурский родильный дом расположен в красивейшем купеческом особняке конца позапрошлого века. На фасаде - изысканная лепнина. Внутри - стрельчатые своды и стены метр в толщину, построенные по старинке основательно. Это памятник архитектуры, охраняемый государством. В вестибюле женской консультации, расположенной в одном из крыльев здания, сразу за входной дверью висит старое верблюжье одеяло - для тепла. Огромный толстостенный особняк трудно прогреть в тридцатиградусный мороз. Женщины в деликатном положении мерзнут. Кабинет главного врача родильного дома в подвале, там же, где и склад. На столе нет ни компьютера, ни принтера. Может быть, поэтому все таблички в роддоме и консультации написаны от руки на бумаге толстым маркером: "Операционная", "Палата N 6" - и так далее.
- Может быть, у нас бедненько, но чистенько, - защищается заведующая родовым отделением Тамара Холмогорова. - Все предписания, какие могли, выполнили: осенью пожарные сказали заменить деревянную лестницу на бетонную - заменили. А кадры у нас есть, и медикаменты, и препараты крови есть, и оборудование. Вот недоношенного младенца в кювезе выхаживаем...
Палаты для мам и новорожденных, с лепными потолками, но тесные - видимо, комнаты для купеческих гостей. Кунгурский родильный дом едва ли не единственный в крае, который вот уже 60 лет ютится в неприспособленном помещении. Для родильных домов в других крупных городах региона давно построили собственные помещения. Без лепнины, но с необходимыми площадями палат и операционных.
- А у нас нет специализированных помещений для персонала: ординаторская есть, а сестринской нет, посты медсестер в коридоре стоят, - рассказывает главврач родильного дома Сергей Золотарев. - И хоть что тут ни сделай, соответствовать нормативам это здание никогда не будет. Но мы находимся в памятнике архитектуры: здесь ничего нельзя перестраивать!
И вот теперь Кунгурский родильный дом впервые за 60 лет своей "неприспособленной" работы не получил лицензии на дальнейшую деятельность. Вдруг (?!) выяснилось, что и палаты в роддоме маленькие, и операционные узкие, и смотровых-процедурных кабинетов нет, нет приточной вентиляции, и даже прачечная не соответствует санитарным нормам.
Старому родильному дому запретили принимать рожениц. А новый перинатальный центр должен открыться только в конце года. Не менее восьми месяцев роженицам из закрепленных за этим роддомом пяти районных центров с населением 100 тысяч человек некому будет помочь.
Закрытому родильному дому, где принимали в год около 1300 младенцев, взялись помочь в крае вом минздраве. По мнению чиновников, проблема решается просто: всех женщин отправлять рожать в соседние города и села: в Суксун, в Орду, в Кишерть, в Березовку. Женщин с возможными проблемными родами направлять в Пермь, почти за 100 километров. Это называется "распределение потоков". Тем не менее руководство кунгурского роддома вынуждено было за две недели своей "незаконной" деятельности нарушить предписание уже 30 раз.
- Вот сельская "скорая" привозит нам женщину - у нее это уже восьмые роды, гигантский плод. Родила девочку весом 4,5 килограмма! - рассказывает Ирина Кокшарова. - Ее привезли к нам с сильными схватками. И что, мы должны ее отправить в Орду, куда два часа ехать? А если начнется кровотечение? В Орде с этим не справятся! Там нет ни препаратов крови, ни специалистов...
Все "незаконно" принятые 30 родов - экстренные. Если бы врачи неукоснительно выполняли предписание, закрыв роддом на замок, то трагедий было бы не миновать. А серьезные неприятности уже есть. Вот везли из Калинино в Орду роженицу - за 70 километров. Не довезли. Женщина родила в машине. В итоге и у матери, и у младенца - пневмония. На улице минус 30 градусов, а в машинах "скорой" минус 20 - печки не работают! И если в такой машине родится недоношенный ребенок, его практически невозможно будет спасти.
Кунгурский родильный дом оказался заложником не столько внезапно прозревшего надзорного ведомства (его решение справедливо: нельзя роддом одеялами согреть), сколько проволочек властей районного и краевого уровня. Сначала до проблем родильного дома не доходили руки: строили районную больницу, потом - детскую поликлинику. Потом не было денег. Потом решили построить не просто новый роддом, а суперсовременный перинатальный центр. Но этот разрекламированный проект, начавший воплощаться в декабре 2006 года, должен был завершиться суперсовременным межрайонным перинатальным центром еще в конце 2008 года. И руководство старого родильного дома рассчитывало переехать в него. Не случилось. И значит, Кунгурский роддом, несмотря на энтузиазм медиков, будет закрыт на замок. Все экстренные роды будут приниматься в неприспособленных помещениях районной больницы, где нет родильного отделения.