26.02.2010 00:01
Культура

В "Эрмитаже" "Самоубийца" встретился с "Принцессой Турандот"

В "Эрмитаже" "Самоубийца" встретился с "Принцессой Турандот"
Текст:  Борис Поюровский
Российская газета - Федеральный выпуск: №40 (5119)
Читать на сайте RG.RU

Московский театр "Эрмитаж" отметил свой полувековой юбилей постановкой обозрения под названием "Кто автор этого безобразия?".

"В России надо жить долго!" Слова эти принадлежат известному советскому драматургу Алексею Михайловичу Файко. И произнесены они были в связи с тем, что в Доме литераторов отмечали его очередной юбилей, когда писатель был удостоен ордена "Знак Почета". Впрочем, слова эти же могли быть повторены и многими другими достойными талантливыми людьми, так и не дождавшимися своего признания при жизни. Николай Эрдман - безусловно один из них. Автор сценариев знаменитых кинофильмов "Веселые ребята" (совместно с Владимиром Массом) и "Волга-Волга" (совместно с Григорием Александровым), пьес "Мандат" и "Самоубийца", интермедий ко многим знаменитым спектаклям Театра имени Евгения Вахтангова, многочисленных скетчей и миниатюр. Николай Робертович в 30-е годы был репрессирован и познал прелести сталинской эпохи. Правда, остался жив, был полностью реабилитирован и умер на свободе. Мало того, после 1955 года он вернулся к активной творческой деятельности и успел посотрудничать в кинематографе и в театре.

Но вот недавно Московский театр "Эрмитаж" решил отметить свой полувековой юбилей постановкой обозрения под названием "Кто автор этого безобразия?". В него вошли интермедии к спектаклям Вахтанговского театра "Принцесса Турандот", "Лев Гурыч Синичкин", "Гамлет", "Два веронца", басни Эрдмана, реплики оппонентов писателя, сатирические сценки, написанные Эрдманом в разное время для цирка, эстрады и мюзик-холла, а также монологи и сцена из пьесы "Самоубийца". Самое удивительное состоит в том, что автору сценария и постановщику Михаилу Левитину удалось из разных произведений создать на редкость целостный сатирический спектакль, адресованный одновременно в прошлое и в наши дни. Актеры с нескрываемым удовольствием одинаково самоотверженно исполняют крошечные и большие роли, словно соревнуясь друг с другом в находчивости, способности к импровизации, проявлению искрометного юмора. Вся команда действует заодно, никто не пытается "натянуть на себя одеяло", как это иногда случается, когда ставятся комедии. Мало того, если этого требуют обстоятельства, талантливый композитор Андрей Семенов, ничуть не уступая партнерам, появляется в качестве актера, и делает это с таким же удовольствием, как и играет на фортепьяно.

Хохот в зрительном зале то и дело сменяется звенящей тишиной, которая дорогого стоит. Темп и ритм бешеные, не дающие возможности не зрителям, не исполнителям ни на минуту расслабиться. Первым среди равных назову молодого актера Евгения Кулакова, исполняющего роль самоубийцы Подсекальникова; затем исполнителей басен Арсения Ковальского, Виктора Непомника, Станислава Сухарева и Евгения Фроленкова... Впрочем, здесь лучше остановиться, иначе придется перечислять почти всех, кому спектакль обязан своим успехом.

Единственное, что огорчает: в финале нельзя вызвать на поклон главного виновника торжества автора Николая Робертовича Эрдмана, который ушел из жизни на 70-м году.

Театр Москва Столица