01.03.2010 00:29
Культура

Тим Бертон: Алиса не очарованная девочка, а готовая постоять за себя личность

Фильм Тима Бертона "Алиса в стране чудес" выходит на российский экран
Текст:  Марина Очаковская (Лос-Анджелес)
Российская газета - Федеральный выпуск: №41 (5120)
Читать на сайте RG.RU

Алиса выросла и опять попала в переделку. Когда ей стукнуло 19, молодой балбес лорд Аскотт попросил ее руки. Вместо того чтобы дать положительный ответ, Алиса прыгнула в кроличью нору и... Дальнейшие события сказки Кэрролла мы знаем все, но в этом фильме даже и текст другой.

Фильм "Алиса в стране чудес", который снял Тим Бертон сродни галлюцинациям: так вольно искривляется пространство, так естественны невозможные персонажи, так солнечны тени и тревожен свет. Это - царство фантазии без ограничения координат, без слова "нельзя", даже без законов природы. Картина Бертона - произведение вполне самостоятельное и может по праву считаться заключительной частью трилогии, где две первые части - "Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" принадлежат Кэрроллу, а последняя - творческому коллективу фильма.

Каждый внес лепту в то, что 158-миллионная 3-D-картина смотрится захватывающе. Но, конечно, солистами в этом хоре были режиссер Тим Бертон и актер Джонни Депп, сыгравший Безумного Шляпника.

Путем сложных переговоров мне удалось договориться о встрече с обоими после просмотра фильма в легендарном кинотеатре "Эль-Капитан".

Российская газета: Я бы хотела сначала спросить о фильме у Тима...

Тим Бертон (ехидно): Конечно, у меня, у кого же еще. Он-то (кивок в сторону Деппа) вообще понятия не имеет, о чем мы говорим. (Депп невозмутим.)

Полную версию интервью читайте только на сайте

РГ: Так о чем мы говорим?

Бертон: Мы говорим о том, что я прочел "Алису", когда мне было восемь лет. А потом на протяжении долгой жизни пересмотрел все экранизации, включая мультипликационные, и ни одна из них мне не понравилась. Везде Алиса была какой-то глуповатой девочкой, без всякой видимой цели мечущейся между бесчисленным множеством второстепенных сумасшедших персонажей. Я никак не мог установить эмоциональную связь между собой и этой героиней. Притом я отчетливо понимал, что "Алиса" - гениальная книга. Если бы она была написана сегодня, у нее был бы ничуть не меньший успех, чем, скажем, у Гарри Поттера. Надо было лишь вытащить эту современность, эту близость сегодняшнему зрителю. Когда Линда Вулвертон дала мне свой сценарий, я увидел в нем нестандартную Алису и за эту идею ухватился. Моей главной задачей стало приземлить образ героини, сделать его более реальным. Не девочка и тем более не девица, витающая в облаках, а волевая, готовая постоять за себя личность. И все остальные персонажи тоже - пусть экстравагантные, но живые, пусть фантастичные, но очень прочно стоящие на земле.

Джонни Депп (выходя из глубокой задумчивости): Да-да! Мой герой - Безумный Шляпник - наверное, самый странный изо всех. Тим раскопал, что в викторианской Англии шляпники действительно часто сходили с ума. Они в производстве дамских пышных шляп использовали клей, основанный на ртутных солях - и травились ртутными парами.

РГ: Джонни, в вашей карьере выстраивается уже целый ряд экранизаций фантастики XIX века. "Волшебная страна", "Сонная лощина", теперь вот - "Алиса".

Депп: Ну мне еще осталось сыграть Поедателя Гашиша, и тогда жизнь, можно сказать, будет прожита не зря. А серьезно: я обожаю литературу XIX века - эти миры, созданные фантазиями Кэрролла и Эдгара По, Шарлем Бодлером. Вы открываете эти книги, открываете "Цветы зла" - и не верите, что это было написано полторы сотни лет назад. Мне очень нравится то, что насочиняли эти парни. А какими шифровальщиками они были! За каждым гротеском спрятано что-то совсем конкретное, совсем бытовое. Вот маленький пример. Еще не зная, что мне придется играть у Тима, я перечитал "Алису в Зазеркалье", просто снял с полки и перечитал для удовольствия. И, перечитывая, спотыкался о вопросы, на которые нет ответа, на странные заявления, лишенные, казалось, смысла. Один из них: "Я начинаю расследовать существительные, начинающиеся с буквы "М". Что за бред? Оказалось, что за этой буквой спрятано слово "Mercury" - "Ртуть", которое и стало фундаментом для образа Шляпника.

РГ: Это уже седьмая лента, которую вы делаете вместе с Бертоном. Чем для вас привлекательна работа с ним?

Бертон (мрачно): Он не может рассказывать об этом в моем присутствии. Я должен либо выйти, либо закрыть уши (не делает, впрочем, ни того ни другого).

Депп: Я скажу честно: если бы Тим пригласил меня сыграть Алису, то я бы сыграл Алису, потому что Бертон знает, что он хочет от актера, и уже внутри этого знания дает ему свободу. Но он угадал, что я больше всего хотел бы сыграть Шляпника.

Бертон: Я предложил роли только трем актерам: Деппу, Хелене Бонем Картер, которая играет Червонную Королеву, и Мие Васиковской - роль Алисы. Остальные просились сами. Когда мне позвонила Энн Хэтэуэй, я, по правде говоря, был обескуражен. "Дневники принцессы", все такое... сейчас попросит роль Алисы... Но она попросила роль Белой Королевы и прекрасно с ней справилась.

РГ: Тим, вас называют последним сюрреалистом, последним представителем готической субкультуры, Диснеем эпохи мрака. Тогда почему - Алиса: детская светлая книжка?

Бертон: Во-первых, все эти характеристики - чушь. Никакой я не последний сюрреалист, я просто последний ребенок маленького сонного городка Бурбанк, наблюдающий, как твой городок безвозвратно поглощается огромным рычащим чудищем - Лос-Анджелесом. Вот отсюда - все мои картины. И Алиса тоже - это грань между тихим бессобытийным мирком и страшным, но загадочным и завораживающим миром. В нашем фильме выясняется, что Алиса по детскости своей недослышала, недопоняла даже, куда она попала в самый первый раз. Ей послышалось "Страна чудес" (Wonderland), а она попала в "Подземелье" (Underland) - ведь королевство Червонной Королевы находится под ее склепом. Так что я не отошел от своих любимых мест действия. И финал - мой. Это когда Алиса возвращается в свой мир. В этом мире прошла лишь одна секунда - а вернулась уже совсем другая Алиса. Это не викторианская девушка, это...

РГ: Это Мэри Шелли, которая не только написала "Франкенштейна", но была и сильным, как сейчас сказали бы, политологом.

Бертон: Да, именно.

РГ: Раз уж мы заговорили о бертониане, о любимых местах действия, о предпочтительных героях Тима, то я бы хотела спросить у Джонни, какой из них больше всего нравится ему.

Депп: Эдвард руки-ножницы - мой абсолютный чемпион. Его обожают мои дети и при этом, видя уже в который раз, все-таки как-то, знаете, теряются. Вроде, с одной стороны, ежедневный отец, со всеми вытекающими отсюда бытовыми подробностями типа: "А ты чистил зубы перед сном?!", а с другой - абсолютно нереальный трогательный герой, который просто просится для нежности и ласки.

Кино и ТВ