Суд приговорил их соответственно к шести и двум годам условно по статье УК "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".
Гособвинитель просил для пилотов наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении - пять лет для командира корабля Олега Зубкова и три года для второго пилота Андрея Лапанова.
Напомним, 17 марта 2007 года самолет, выполнявший рейс из Сургута в Белгород с промежуточной посадкой в Самаре, приземлился за 400 метров до начала взлетно-посадочной полосы, накренился на один бок, задев крылом землю, и развалился. На борту Ту-134 находились 50 пассажиров и семь членов экипажа. В результате крушения погибли шесть человек, а 28 были госпитализированы.
Следствие установило, что летчики, прежде чем заходить на посадку, не убедились в достаточной видимости.
Обвиняемые вину свою не признали.
- Я глубоко сожалею о том, что произошло, - сказал в последнем слове второй пилот Андрей Лапанов. - В тех условиях, в которые мы попали, я сильно сомневаюсь, чтобы кто-то мог выйти с меньшими потерями.
Адвокаты подсудимых и они сами в ходе судебных заседаний говорили о том, что в трагедии виновны диспетчеры и метеослужбы, которые не предупредили летчиков о плохой видимости. На этом основании защита настаивала на полном оправдании летчиков.
Следователь по особо важным делам следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Самарской области Владимир Чередник говорит, что главная ошибка экипажа заключалась в том, что при плохой видимости они должны были уйти на второй круг перед посадкой, но они этого не сделали. Слова экипажа о том, что они физически не могли уйти на второй круг, в ходе следствия не были доказаны.
Доводы защиты, что диспетчеры и метеослужбы не предупредили экипаж о плохой видимости, по словам Владимира Чередника, также проверялись. Он говорит, что в действиях наземных служб признаков состава преступления не было найдено.
Статья, по которой были обвинены летчики, предусматривает до семи лет лишения свободы. Суд назначил условное наказание, принимая во внимание ряд смягчающих обстоятельств: пилоты привлекаются к уголовной ответственности впервые, состояние здоровья подсудимых, а также недостатки работы метеослужбы и диспетчеров. Судья признал, что "серьезные недостатки наземных служб не позволили пилотам принять правильное решение". По мнению суда, если бы диспетчер предупредил экипаж, что самолет вышел за пределы взлетно-посадочной полосы, это могло бы предотвратить аварию. При этом суд посчитал, что вины диспетчеров в аварии нет и основная ответственность лежит на командире.
Гособвинитель Елена Снигирь отметила, что возможность обжалования будет рассматриваться после того, как обвинение ознакомится с приговором. Адвокат второго пилота Ольга Машницких отметила лишь, что обжаловать приговор не собирается. Адвокат командира экипажа Наталья Мязина не исключила возможности обжалования.