02.03.2010 00:50
Власть

Эксперты подводят промежуточные итоги президентства Дмитрия Медведева

Эксперты подводят промежуточные итоги президентства Дмитрия Медведева
Текст:  Кира Латухина
Российская газета - Федеральный выпуск: №42 (5121)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня исполняется ровно два года с момента избрания Дмитрия Медведева на высший государственный пост.

"РГ" попросила экспертов сформулировать, что удалось сделать президенту и что пока не получается, а также спрогнозировать дальнейший вектор развития политики.

Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

- На посту президента Дмитрий Медведев продемонстрировал, что может быть современным, эффективным, рациональным "менеджером, призванным Россией". Тандем Путина-Медведева сложился и показал достаточную работоспособность. Если Владимир Путин был и остается национальным лидером страны, то Медведев, несомненно, лидер обновления. Два года его президентства - это два года поиска нового: новых ценностей, нового стиля, нового содержания политики. Курс на модернизацию был заявлен еще Путиным, но именно Медведев сформулировал "манифест модернизации". При этом его политика, конечно, преемственна по отношению к курсу начала "нулевых". Прежде всего Медведев совершенствует сложившиеся при Путине национальные демократические институты, а не создает новые. Социальная база, на которую опираются Медведев, Путин, правящая партия и власть в целом, - это по-прежнему коалиция путинского большинства.

Благодаря Медведеву страна живет ожиданием перемен - перемен к лучшему. Но это не только ожидания. Страна действительно меняется - и в политике, и в экономике, и в отношениях с внешним миром. Общее содержание этих перемен можно охарактеризовать как "развитие".

Достижения Медведева заметны и очевидны. Инициированная им политическая реформа привела к реальному расширению участия политических партий, общественных организаций, граждан в политическом процессе, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. "Правила игры" - и для чиновников, и для корпораций, и для граждан - стали намного более прозрачными. Отношения с Западом превратились из конфронтационных в прагматические, основанные на учете реальных интересов сторон. При поддержке президента правительство Путина реализовало действенную программу антикризисных мер и сыграло решающую роль в том, что социальные последствия кризиса оказались несопоставимо малы в сравнении с шоком 91-го или обвалом 98-го.

Вячеслав Никонов, исполнительный директор фонда "Русский мир":

- Дмитрий Медведев осуществляет свою работу в очень непростой ситуации. Когда он приходил два года назад к власти, Россия, как и вся мировая экономика, была на подъеме. Затем ему пришлось столкнуться с двумя кризисами: экономическим и политическим (в Южной Осетии). И вместо реализации Стратегии-2020 президенту пришлось проводить антикризисную политику и выстраивать отношения с Западом в условиях, когда Россию все обвиняли в агрессии.

Результаты его политики оказались положительными. Вырос авторитет нашей страны в мире, значительно улучшились отношения с США, явно на более высокий уровень вышли отношения с европейскими партнерами, наметилось позитивное взаимодействие с СНГ, прежде всего по линии Таможенного союза.

Что касается будущего, то курс на создание в России инновационной экономики - это стратегическая линия, отход от которой вряд ли возможен. Но, конечно, не надо исключать и непредвиденного.

Алексей Макаркин, заместитель гендиректора Центра политических технологий:

- Главный итог - Медведев действительно президент России. Ведь когда его избрали, достаточно многие считали его переходной фигурой, человеком, который появился просто потому, что в Конституции есть запрет на третий срок. Но стало ясно, что это человек со своими идеями, достаточно твердый, что проявилось во время событий в Южной Осетии. И если Медведев - реальный президент, то встает вопрос о его отношениях с премьер-министром. Очень важно, что они смогли проявить очень высокую степень договороспособности.

Идея модернизации, которую Медведев выдвинул во время избирательной кампании, оказалась востребованной. Считалось, что президентство будет спокойным, что все можно делать потихонечку. Но случился кризис, который показал очень серьезные проблемы в экономике. И идеи, выдвинутые Медведевым, стали действительно актуальными: сейчас о модернизации не просто говорят, но начинают делать.

С другой стороны, модернизация не может быть только технологической, и Медведев это очень хорошо демонстрирует. Она должна быть многосторонней, комплексной, и здесь очень показателен пример отношений с Европейским судом по правам человека. Если раньше были разговоры о том, что он ангажирован, то сейчас Россия ратифицировала 14-й протокол, который позволяет закончить реформу суда, кроме того, КС постановил, что решения ЕСПЧ могут быть интегрированы в российскую правовую систему. Представить такое в 2007 году было невозможно.

Россия становится более открытой, больше не ощущает себя осажденной крепостью, которой угрожают враги. На первый план вышла подготовка договора об СНВ, который должен подтвердить, что перезагрузка двусторонних отношений выходит за рамки слов. Изменилась общественная атмосфера: более активно идут споры, дискуссии.

Именно при Медведеве началась активная замена губернаторов-тяжеловесов, причем процесс идет достаточно спокойно. Конечно, проблем много, если говорить о перспективах. Общество не совсем понимает, как оно может быть вовлечено в процесс модернизации. А в значительной части элит складывается впечатление, зачем нам эта модернизация нужна? Кризис проскочили и в следующий раз проскочим. Возникает проблема стимула: как убедить не только население, но и элиты.

Есть еще проблема Северного Кавказа. Очень правильно, что Медведев признал, что она носит комплексный характер, так как раньше считалось, что это проблема безопасности. Президент сказал, что она значительно глубже, не имеет быстрого решения, необходимо привлекать инвесторов, бороться с коррупцией, изменить парадигму отношений между центром и республикой. Этот процесс будет требовать времени.

Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:

- Любой первый этап любого президента всегда достаточно сложный. Были сложности и у Дмитрия Анатольевича. Этот период был весьма непростым, достаточно вспомнить августовские события в Южной Осетии и экономический кризис. Пришлось заниматься не выработкой стратегической линии, а текучкой - очень противной, но очень важной и нужной работой.

Стратегические цели стали окончательно понятны летом 2009 года. После известной статьи и Послания все стало совсем ясно. Конечно, Медведеву далеко не всегда все удается: если бы у всех избранных президентов все получалось, мир был бы совсем иной. Дмитрий Медведев очень переживает и расстроен тем, что экономический кризис показал, что все разговоры про "подушку безопасности" на деле оказались иными, что произошел глубокий спад. Об этом он открыто говорит, и это очень импонирует людям.

Но пока главе государства не удалось добиться, чтобы наша экономика встала на иные рельсы. Кроме того, президент ожидает, что борьба с коррупцией будет более быстрой. Конечно, он понимает, насколько глубока эта проблема, но ему хотелось бы, чтобы к концу первого срока уже были видны результаты.

И, наверное, хорошо, если до конца срока он сделал бы все возможное по региональной ротации. Уже сейчас есть серьезные подвижки, и очевидно, что и в ряде других регионов давно напрашивается смена руководителей.

Внутренняя политика Президент