02.03.2010 00:10
Культура

Перекрестный год России и Франции откроется в Париже выставкой "Святая Русь"

Текст:  Лоренс Бове
Российская газета - Спецвыпуск: Франция №42 (5121)
Читать на сайте RG.RU

В начале марта перекрестный год России и Франции откроется в Париже выставкой "Святая Русь". Мы встретились с главным хранителем Лувра, директором музея Анри Луаретом, чтобы узнать как появился этот проект.

Почему именно Лувру была оказана честь открывать этот Год? Какой исторический период она покрывает и что будет представлено?

Эта честь оказана нам благодаря высокому покровительству. Как подчеркнул Николя Саркози в своем предисловии к каталогу выставки: "...Лувр, верный своему высокому призванию, продуманному в Век Просвещения и утвержденному Французской революцией, естественно и со всем сердцем включился в этот сезон". Проходя под двойным патронажем французского и российского президентов, эта выставка, конечно же, станет одним из самых ярких событий перекрестного года Франции и России.

Миллионам посетителей Лувра не только из Франции, но и со всего мира мы с особенной радостью и гордостью представим около 400 самых известных произведений старинного русского искусства, которое до этого никогда в нашем музее не выставлялись. Если русское искусство, начиная с эпохи Петра Великого, знакомо многим, то искусство предшествующих столетий, захватывающих и противоречивых, - далеко не всем. Всю эту роскошь, изобилие - вот что мы хотим, чтобы наша публика открыла для себя. Выставка представлена в хронологическом порядке, начиная с периода крещения Руси при князе Владимире в 988 году и заканчивая правлением Петра Великого.

Выставка "Святая Русь" в последующем найдет свое место в Лувре?

Для меня Год России и Франции - это еще и хорошая возможность наконец подойти к проекту, который мне особенно близок. Речь идет о создании в Лувре нового раздела, посвященного христианскому искусству Востока, в том числе Византийским и славянским империям.

Как проходила ваша совместная работа по подготовке выставки с Кремлевским музеем и другими российскими музеями?

К этому проекту мы начали готовиться еще несколько лет назад. С того момента, как я пришел в Лувр, моим желанием было, чтобы музей уделял больше внимания русскому, византийскому и славянскому искусству, которые, в силу исторических причин, слишком мало известны. И, к сожалению, очень слабо представлены в коллекциях французских государственных музеев.

Когда родилась идея этой выставки, я несколько раз побывал в России вместе с Янник Дюраном, главным комиссаром выставки с французской стороны. Мы встречались с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Владимира, Суздаля, с которыми обсуждали как организацию самой выставки, так и вопросы предоставления произведений искусства.

Насколько успешным, на ваш взгляд, является сейчас сотрудничество французских и российских музеев? Могло бы оно быть более интенсивным?

Данная выставка - это показательный пример успешного сотрудничества с российскими музейными структурами. И добавлю, что работа шла в обоих направлениях, поскольку в России наша страна и, в частности, Лувр будут представлены, например, через выставку "Наполеон и Лувр", которая пройдет в Государственном историческом музее. А с 20 сентября по 10 декабря этого года уже в Третьяковской галерее можно будет посетить нашу экспозицию "Художники-путешественники, 1550-1850: рисунок из коллекции Лувра". Мы хотим не только укрепить сложившиеся дружественные связи, но и наладить долгосрочное сотрудничество. Поскольку, если все запланированные мероприятия можно рассматривать лишь как временные по своей сути явления, то наш интерес к России постоянен и не ограничивается рамками только этого года.

Многие хранители Лувра, во всех без исключения уголках страны, поддерживают тесные связи со своими русскими коллегами. Многие исследовательские проекты ведутся совместно, и можно предположить, что, к примеру, течение, которое сейчас развивается в области книг (в частности вокруг "Библиотеки Руссо"), разовьется и в музейной сфере. Русские хранители музеев уже приезжали во Францию, и эти связи, надеюсь, в ближайшие годы должны только укрепиться.

Подготовила Лоренс Бове (агентство Buzicom) специально для "Российской газеты"

Культурный обмен