Большая часть сельхозземель обрабатывается на правах аренды.
За последние годы депутаты Орловского облсовета несколько раз обращались к коллегам из Госдумы с предложением изменить земельное законодательство. В частности, они предлагают сократить минимальный срок неиспользования земли сельхозназначения, после чего ее можно изымать, - с трех лет до года. Они также просят наделить органы местного самоуправления новыми полномочиями, которые позволяли бы им самостоятельно, без вмешательства профильных ведомств и лишней волокиты изымать пустующую пашню. Кстати, в регионе такой закон недавно был принят. Однако он не поможет полностью решить проблему - нужны изменения и на федеральном уровне.
Особые трудности на местах создает так называемая долевая собственность. В начале 90-х годов, когда стартовала земельная реформа, при реорганизации колхозы и совхозы роздали своим работникам земельные паи. В целом по стране их получили 12 миллионов человек, общая площадь переданных им сельхозугодий составила 115 миллионов гектаров. Орловские крестьяне получили 181 тысячу земельных долей. Процесс прошел быстро и стихийно. Никто не позаботился о выделении долей из общих наделов, об установлении границ. Да и земля не воспринималась тогда как собственность, имеющая реальную рыночную цену.
Это до сих пор затрудняет постановку долей на кадастровый учет. На часть наделов нет зарегистрированного права собственности. В основном они зарастают бурьяном. На Орловщине, например, не используется около 250 тысяч гектаров пашни. Только в Болховском районе пустует 70,9 процента пашни, в Новодеревеньковском - 65,7 процента, в Верховском - 67,2. Изъять ее довольно сложно. Необходимо обратиться в суд и доказать, что земля брошена.
Впрочем, определенный опыт по возвращению пустующих земель в хозяйственный оборот на Орловщине наработан.
- К настоящему времени на кадастровый учет у нас поставлено более 80 процентов земельных долей, выделенных населению, на 72 процента зарегистрировано право собственности в органах юстиции, - рассказал орловский губернатор Александр Козлов. - Это один из лучших показателей в ЦФО. Самое важное то, что проделанная работа позволила пополнить бюджеты поселений в части поступлений от земельного налога, который превысил 320 миллионов рублей.
В целом по стране из 115 миллионов гектаров сельхозугодий, розданных в 90-е годы, лишь 18 миллионов стоят на кадастровом учете. Остальные используются предприятиями на правах аренды, причем лишь 14,3 миллиона гектаров - по договорам с госрегистрацией. Большая же часть земли либо арендуется без необходимого оформления (кстати, в 2011 году такие договоры по закону будут признаны нелегитимными, если не пройдут госрегистрацию), либо вообще самозахвачена. По данным министерства сельского хозяйства, примерно 82 процента земель в стране обрабатывается на "птичьих правах", что не позволяет кредитовать сельское хозяйство под залог участков.
А желание оформлять все, как положено, у крестьян и местных властей нередко отбивает сложность процедуры. Необходимо созвать и провести общее собрание дольщиков, составить список собственников невостребованных долей, провести межевание, чтобы выделить участки из общей площади, а затем поставить их на кадастровый учет…
Между тем, по подсчетам минсельхоза, в муниципальную собственность может перейти 22 миллиона гектаров невостребованных земельных долей. От их продажи даже по заниженной цене местные бюджеты могут выручить 55 миллиардов рублей. Но необходимо упрощение процедуры формирования участков и процедуры добровольного отказа от права собственности на земельную долю через регистрационные палаты.
- Недавно в Госдуме началось обсуждение проекта поправок в закон об обороте земель сельхозназначения, - рассказал в ходе Всероссийского форума сельских поселений, прошедшем в Орле, председатель комитета ГД по аграрным вопросам Валентин Денисов. - Они должны устранить многие пробелы и упущения. В частности, сейчас отсутствуют правовые основания для включения в сельхозоборот невостребованных земельных долей. Надеемся также, что будет определен механизм изъятия или передачи региональным и муниципальным органам власти неиспользуемых земель, закрепленных ранее за федеральными структурами. Их масштабы измеряются миллионами гектаров.
Проблема характерна для всей страны. Примерно 68 процентов земельного фонда отнесено к федеральной собственности. В большинстве своем такие участки освобождены от налогообложения. А земельный налог полностью поступает в муниципальные бюджеты. По словам руководителя аппарата комитета Госдумы по аграрным вопросам Николая Калинина, подобная практика не способствует эффективному использованию земель, так как власти не видят экономической заинтересованности в отказе от излишних площадей. Например, в ходе реорганизации вооруженных сил освободилось много участков, ранее занятых военными объектами. Однако они так и не были переданы для использования в других отраслях.
Специалисты указывают еще на одну проблему. Она касается компетенции местных властей в области распоряжения участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таких в стране около 408 миллионов гектаров. Сложилась парадоксальная ситуация. Власти поселений обладают полномочиями в градостроительной сфере. Например, они вправе выдавать разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Но при этом не имеют права распоряжаться данными участками. Получат они его только в случае, если соответствующие поправки будут внесены в законодательство.
Кстати
В Орловской области земли сельхозназначения и территория сельских поселений занимают более 90 процентов площади региона. В настоящее время 59 процентов от всего земельного фонда - в общей долевой собственности граждан, 39 - в государственной и муниципальной собственности, около двух - у юридических лиц.