04.03.2010 00:30
Общество

Известный путешественник Федор Конюхов побывал в Бобруйске

Известный путешественник Федор Конюхов побывал в Бобруйске, где когда-то учился на краснодеревщика
Текст:  Ольга Кисляк (Бобруйск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №8 (444)
Читать на сайте RG.RU

Этой встречи бобруйчанин Василий Кричко ждал долго. Пытаясь разыскать своего приятеля Федора, с которым почти 40 лет назад вместе учился в Бобруйском ПТУ на краснодеревщика, посылал ему множество писем. Ответов не получал. Но не обижался. Понимал: застать друга молодости дома почти невозможно - он то на Северном полюсе, то в Австралии, то покоряет Эверест... А несколько лет назад легендарный российский путешественник, художник и писатель Федор Конюхов позвонил Кричко: "Вася, я обязательно вернусь в Бобруйск. Найду время, чтобы посетить родную альма-матер!" Свое слово Конюхов сдержал. Их встреча состоялась недавно в том самом училище, ныне - Бобруйском государственном профессионально-техническом художественном колледже, где оба когда-то учились. И которое сегодня возглавляет Василий Кричко.

В престижное училище, готовившее мастеров резьбы по дереву, столяров-краснодеревщиков, когда-то приезжали поступать со всего Советского Союза. В 1973 году в числе абитуриентов были Василий Кричко и Федор Конюхов, прибывший в Бобруйск из села Атманай на берегу Азовского моря.

- В тот год конкурс здесь был как в вузе - 17 человек на место, - вспоминает Василий Арсеньевич. - Мы с Федей прошли. И хотя учились в параллельных группах, сдружились. Жили ведь в общежитии в соседних комнатах, в мастерских работали вместе. Одна из наших с Федором работ - декоративная стенка - в 1974 году в Москве, на ВДНХ, была отмечена медалью. Деревянная, резная, по мотивам пушкинских сказок. Заниматься резьбой мы оба любили. Только Федор начал возиться с деревом намного раньше меня. Еще 14-летним подростком он самостоятельно строил лодки и отправлялся на них в море. Ни слова не говоря родным, пропадал на несколько суток. Говорил, что когда причаливал к родному берегу, его отец-моряк в сердцах рубил его лодки топором.

Страсть у Федора была не только к морю. Он, как и Кричко, с удовольствием занимался спортом - бег, лыжи, велосипед. А еще обожали ходить в походы. По словам Василия Арсеньевича, который в ту пору был комсомольским вожаком, чаще всего именно Конюхов "подстрекал" ребят сплавиться по Березине, организовать пешую туристическую экскурсию по местам боевой славы или просто отправиться на природу, посидеть ночью у костра. И все очень переживали, когда в 1974 году, за несколько месяцев до окончания училища, Федор уехал из Бобруйска. Так сложились обстоятельства: ему нужно было успеть в путешествие. Он попросил тогдашнее руководство ПТУ разрешить ему недели две не присутствовать на занятиях. Но директор был категорически против. Федор собрал чемоданы. Диплом так и не получил...

О своих путешествиях и приключениях он через много лет рассказал Василию Кричко, своему старому приятелю. Конюхов - первый и пока единственный в мире покоритель пяти полюсов планеты. Он поднялся на семь вершин мира на семи континентах, трижды огибал планету на яхте, ходил на лыжах, пешком, на собаках, верблюдах, плоту, на колесах... Обо всем этом написал немало книг. И при встрече подарил их Василию Кричко. После того как в колледже завершится реставрация музея истории, здесь появится постоянно действующая экспозиция, посвященная автору этих захватывающих приключений. Василий Арсеньевич говорит, что в их учебном заведении набралось столько материалов о Конюхове - фотографий, книг, документов, что они займут целую комнату. Теперь книги своего давнего друга Кричко читает вместе со своими учениками. И уверяет: в Бобруйске у Конюхова появилось еще больше поклонников. В их числе - внук Василия Арсеньевича. Девятилетний мальчуган, раньше мечтавший стать водителем и коллекционировавший машинки, уже грезит морем.

Из Беларуси Федор Конюхов уехал не с пустыми руками. Столяры-краснодеревщики Бобруйского художественного колледжа двое суток мастерили для него подарок. Разборный деревянный православный крест высотой 2 метра, шириной около полутора, с надписью "Памяти всех погибших мореплавателей" Федор Филиппович увез с собой. Он установит его на другом конце света - на мысе Горн.

Образ жизни