Тольятти может стать первым моногородом, в котором появится особая экономическая зона. Вчера подробности этого проекта раскрыл журналистам глава департамента особых экономических зон и проектного финансирования минэкономразвития Дмитрий Левченков.
Благодаря созданию особой экономической зоны, сказал он, город получит 10 тысяч новых рабочих мест. На этапе строительства зоны будет занята одна тысяча человек. Помимо Тольятти, статус особых экономических зон могут получить и другие моногорода. Такие предложения, по словам Левченкова, от регионов уже поступают. Правда, называть их глава департамента пока не стал.
Концепция создания особой экономической зоны (ОЭЗ) в Тольятти, по его словам, детально проработана министерством и администрацией Самарской области. Напомним, что именно за счет создания зоны власти планируют решить проблему с безработицей, которая из-за проблем
АвтоВАЗа уже стоит в городе в полный рост. Специально под моногорода в конце прошлого года были внесены поправки в закон, которые позволяют создавать ОЭЗ без конкурса, по решению правительства.
Предполагается, что Тольяттинская ОЭЗ расположится в семистах метрах от автогиганта. Но зону не собираются затачивать исключительно на автопром. Руководство Самарской области уже подписало предварительные соглашения о сотрудничестве с 11 потенциальными инвесторами, еще с шестью компаниями ведутся переговоры. И только пять фирм связаны с автопромом, рассказал Левченков. В министерстве считают, что делать ставку на одну отрасль нельзя, задача - максимально диверсифицировать экономику города. Среди возможных направлений деятельности будущей ОЭЗ может быть производство стройматериалов, выпуск других товаров, говорит Левченков.
В Тольяттинской ОЭЗ будут действовать те же правила и преференции, что и в других зонах. Вложения в инфраструктуру зоны составят 13,7 миллиарда рублей, прогнозирует Левченков. На эти деньги к площадке собираются подвести газо- и энергоснабжение, проложить небольшую железнодорожную ветку. Но половину затрат предполагается переложить на бизнес, который будет пользоваться инфраструктурой, часть средств должны внести региональный и муниципальный бюджеты. В федеральном бюджете-2010, признает Левченко, деньги на строительство этой ОЭЗ не предусмотрены. В этом году, поясняет он, скорее всего, начнутся только предпроектные работы, они больших ресурсов не потребуют.
В конце марта должны быть подготовлены и предложения по созданию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе. Сейчас разработкой такого проекта занимается экспертный совет при минэкономразвития. Но будет ли создаваться в округе особая экономическая зона или для развития туризма используют другие механизмы господдержки, пока неизвестно. Решение будет приниматься после того, как проработают концепцию туристического кластера.
Новых конкурсов на создание особых экономических зон в этом году не планируется, говорит Левченков. Но начнется подготовка к строительству портовой ОЭЗ в Хабаровском крае и особой экономической зоны в аэропорту Ульяновска. Правительственные постановления по этим зонам появились в конце прошлого года. Между тем главной задачей на ближайшее время, судя по всему, станет заселение резидентами действующих ОЭЗ. Планируется, что по каждой зоне будут выделены приоритетные отрасли.