В декабре минувшего года исполнилось десять лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Наши страны строят общее экономическое и социальное пространство. И если к созданию тройственного таможенного союза мы подходим только сейчас, то многие важные вопросы миграции граждан, обеспечения равных прав на получение образования, трудоустройство, оплату труда, оказание медицинской помощи и выплаты пенсий уже решены. О том, как сегодня действует система пенсионного обеспечения, существенно ли отличается его уровень в России и Беларуси, корреспондент "СОЮЗа" беседует с заместителем министра труда и социальной защиты Беларуси Валентиной Королевой.
- Валентина Викентьевна, можно ли сегодня говорить о том, что равноправие в пенсионном обеспечении белорусов и россиян достигнуто?
- Договор о равных правах граждан Россия и Беларусь подписали еще 25 декабря 1998 года. Он был рамочный и во многом декларативный. Между тем проблемы накапливались. Скажем, если гражданин уезжал из Беларуси в Россию, то, по нашему законодательству, выплата пенсии ему на родине прекращалась, а в Российской Федерации назначалась только с того дня, когда он получал разрешение на постоянное жительство. На это уходили даже не месяцы - год и более. И люди фактически оставались без средств к существованию. Жили на иждивении у родственников. Много было писем. Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который вступил в силу в 2007 году, урегулировал проблему. И теперь наши граждане столько времени, сколько необходимо для оформления документов, получают пенсию из Беларуси. Но это один аспект.
Договор решил вопрос о выплате пенсий за стаж, выработанный до и после распада СССР. Принцип таков. За время, отработанное до 1992 года, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого человек постоянно проживает, либо по выбору страна, гражданином которой он является. Допустим, пенсионер-гражданин России - проживает сейчас в Беларуси, но более 20 (для женщин) или 25 лет (если мужчина) до и после распада Советского Союза отработал на родине. Значит, может получать российскую пенсию, назначенную по законодательству этого государства. А может выбрать, так сказать, комбинированную: за стаж до 1992 году ему будет платить Беларусь, а после - Россия.
На мой взгляд, логически это правильно. Многие наши граждане уезжали работать и жить в Россию, долгие годы участвовали в строительстве жилья, создании прочих материальных благ для этой страны. И если они на старости лет желают вернуться на родину, то имеют право получать пенсию от государства, где провели самые плодотворные и активные годы жизни. Это мировая практика. К слову, мы наблюдаем такую тенденцию. Российскую пенсию у нас сейчас получают 4 тысячи 779 человек, а Беларусь в России выплачивает всего 248 пенсий.
- Возникают ли проблемы по своевременности выплат? Все-таки разные государства...
- У нас налажен постоянный обмен информацией с Пенсионным фондом Российской Федерации. Пенсии выплачиваются регулярно, раз в квартал. Хотя есть один нюанс: до сих пор нет соглашения по реализации договора о сотрудничестве в области соцобеспечения. Есть временный порядок, мы по нему работаем. Он регулирует процедурные вопросы, но не все. Надеюсь, что в этом году, наконец, подпишем соглашение.
- В минувшем году в России существенно увеличивались пенсии. Информация об этом взволновала белорусских пенсионеров, они спрашивают: не станет ли в результате уровень их социального обеспечения в старости ниже?..
- Если говорить об уровне пенсионного обеспечения, то он у нас практически одинаковый. Был и есть. К слову, в других странах бывшего СССР существенно ниже. На протяжении последних пяти лет у нас коэффициент замещения не опускался менее 40 процентов, в России не достиг и 30. Потому что в белорусском законодательстве заложена индексация минимальных и социальных пенсий по мере роста бюджета прожиточного минимума. Это происходит 4 раза в год, без шумихи, рекламы и объявлений. Автоматически. Согласна, динамика маленькая - на 2 процента, на 3, но регулярно. В минувшем году пенсии у нас значительно (на 9 процентов) выросли в ноябре и с 1 января поднялись еще на 9 процентов. Результат? В январе всего 4,5 процента получателей пенсии имеют достаток ниже прожиточного минимума пенсионера (223 тысячи 250 белорусских рублей). Для сравнения скажу, что в декабре таких пенсионеров было 6,7 процента, а в 2006 году - более 10 процентов. Средняя пенсия по возрасту в Беларуси составляет 491 тысячу 470 белорусских рублей. Замечу, что не у всех работающих такая зарплата приходится на каждого члена семьи.
- Недавно в редакцию "СОЮЗа" обратился ветеран Великой Отечественной войны из белорусского райцентра, которого не пустили бесплатно в Московское метро, пытались оштрафовать в автобусе. В Беларуси ветераны имеют льготу на проезд. Почему она не действует в России? И какие, на ваш взгляд, проблемы, упрощающие взаимные поездки, трудовую миграцию, социальное страхование предстоит еще решить? Как известно, в этом году планируется разработка новой концепции социального развития Союзного государства до 2015 года.
- Отмечу, что проблема реализации льгот на проезд не касается договора о соцобеспечении. Это отдельный вопрос, который возник потому, что в России льготы заменили на денежные выплаты, а в Беларуси они сохранились. Сейчас идут переговоры, создана межведомственная рабочая группа, но решения пока нет. Каждое государство применяет свое законодательство, хотя есть межправительственное соглашение о взаимном признании льгот. Но механизмы их предоставления слишком разные, в этом камень преткновения.
Иногда граждане Беларуси, временно выезжающие на заработки в Российскую Федерацию, жалуются на то, что у них не берут страховые взносы, а следовательно, не формируется пенсия. Мы обращались к коллегам с предложением как-то урегулировать этот нюанс. Однако поддержки не нашли. Россияне ссылаются на то, что их законодательство не предусматривает уплаты страховых взносов за работников, временно пребывающих на территории России. Кроме того, у граждан Беларуси, которые трудятся за пределами страны, есть возможность уплачивать страховые взносы, предусмотренные законодательством нашей страны. Поэтому рекомендуем тем, кто работает в Российской Федерации, зарегистрироваться в органах нашего Фонда социальной защиты населения и платить взносы на родине.
Концепция социального развития Союзного государства сейчас формируется. Как и предыдущая, она представляет собой систему взаимосогласованных взглядов на общие цели и приоритеты социальной защиты граждан, определяет пути и этапы их воплощения в жизнь. Есть идея сделать новую концепцию принципиально иной, так сказать, дееспособной в сближении правовой базы социально-трудовой сферы и уровня социальных гарантий граждан России и Беларуси.