04.03.2010 00:27
Общество

Урок преподавателя из Ингушетии признан лучшим на Всероссийском педагогическом конкурсе

На уроках учителя из Ингушетии поднимают недетские проблемы
Текст:  Алена Ларина (Магас)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (5124)
Читать на сайте RG.RU

Школьный урок преподавателя русского языка и литературы из Ингушетии Пятимат Гарбаковой признан лучшим на Всероссийском педагогическом конкурсе "За нравственный подвиг учителя".

Учредителями этого конкурса являются РПЦ и минобразования. С заведующей кафедрой словесности гимназии "Марем" встретился корреспондент "РГ".

Российская газета: В основе вашего урока - стихотворение "Садом шел Христос с учениками" - довольно необычный выбор для человека, исповедующего ислам...

Пятимат Гарбакова: В 11-м классе изучается творчество Владимира Набокова. Я наткнулась на это стихотворение случайно. В литературоведческом плане оно особым изыском не отличается. Но поражает сюжет: взору апостолов предстает нелицеприятная картина - мертвая собака. Их реакция на нее: "Злой был пес, и смерть его нага и мерзостна". Но рядом с апостолами - их учитель Иисус, который даже в такой неприятной картине нашел красоту - белые зубы собаки, сравнив их с жемчугами. Идея стихотворения - не подходи к человеку, думая о нем плохо.

В своей работе опиралась на картину мироздания по Данте. Вот так выглядит земля (рисует): внизу девять кругов ада, вверху - рая. По заслугам каждый человек попадает в определенное ему место, в зависимости от своих грехов и благодеяний. Обычно говорю детям, что учителя и поэты также могут быть в аду, если не выполняют свою миссию (когда учитель ходит в школу от "звонка до звонка", а поэт занимается словоблудием, сочиняя рифмы типа "Магас - для нас"). И попыталась найти в стихотворении место, где человек делает свой выбор.

РГ:  Как подростки воспринимают такие сложные темы?

Гарбакова:  Вообще, библейские, христианские мотивы никогда не пропускаю в школьных произведениях, а, наоборот, развиваю их. И очень редко встречается ребенок, который считает, что ему это не нужно.

Россия - старший брат для младших народов, общаемся и учимся на русском языке, великая литература на русском. Соответственно, надо знать культуру, традиции, религию русского народа. В старших классах мои ученики уже понимают, что религии не противоречат друг другу, они едины в оценке добра и зла, смертные грехи практически совпадают. Думаю, конфликты на Северном Кавказе происходят во многом от невежества и необразованности как простых людей, так и чиновников всех уровней.

РГ:  На своих уроках вы обсуждаете с детьми события, происходящие сегодня в республике и на всем Северном Кавказе?

Гарбакова:  Большая преступность, бандитские формирования - все это как раз и связано с тем, что в нашем обществе не хватает высокой духовности. Если бы находящиеся в них молодые люди когда-то прочитали Толстого, Достоевского, Чехова, они не стали бы бандитами.

Недавно рассказала старшеклассникам о трагическом случае, произошедшем в средней полосе, когда очень религиозная мама 11 детей покончила с собой от безысходности. Ну, уж очень тяжело должно быть богобоязненной женщине, чтобы пойти на такой тяжкий грех, как самоубийство. Решила поговорить с ребятами об этом, обсудить, как ее понять, простить, пожалеть. Дала каждому по листку бумаги и попросила, не подписываясь, изложить свою точку зрения.

Кто-то посчитал, что "Дети - порождение своих родителей", "Нечего было рожать, если не можешь прокормить", "Где государство?". Другие, наоборот, писали о бедных мамах: "Пожалейте мам, пока они живые". Один парень выразил свои чувства строками известной поэтессы: "И опустились и повисли две тоненьких моих руки". Такая реакция моих детей, такие искорки всегда радуют и удивляют, значит, не все еще потеряно.

Образование Магас Кубань. Северный Кавказ