Возможно, скоро в России запретят ввоз бывших в употреблении шин.
Министерство природных ресурсов и экологии прорабатывает такую возможность с Федеральной таможенной службой. Чем это вызвано и как борьба с секон-хендом повлияет на рынок автопокрышек? Эксперты дают несколько ответов на этот вопрос.
Как пояснил "РГ" руководитель аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков, объем рынка легковых шин в России в прошлом году составил порядка 24,5 миллиона штук. Из них подержанные шины - не более 3-5 процентов (по некоторым данным, в прошлом году их объем в России составил чуть более 1 миллиона штук). Поэтому говорить о том, что бэушная резина может составить конкуренцию, например, отечественным производителям шин, особо не приходится. Тем более что, как подтверждают многие эксперты в области продаж, покупатели уже сами начали понимать, что подержанная резина - совсем невыгодный товар. Срок годности такого товара - не более года, притом что их цена ниже, чем у новых, в среднем на 25-50 процентов. А служат при этом новые шины втрое дольше - до 3 лет.
В чем же тогда суть запрета? В самом министерстве объясняют это тем, что в России практически нет мощностей по утилизации старых шин, а это значит, что практически вся старая резина попросту гниет на свалках, что очень вредно для окружающей среды.
"Даже несмотря на то что в России начала действовать программа по утилизации старых машин, в итоге на переработку идет в основном только металл, а шины выбрасываются", - говорит Сергей Целиков.
Однако информацию о том, сколько сейчас в стране предприятий, занимающихся переработкой резины, какие объемы все-таки попадают под утилизацию и сколько примерно старых шин валяется на мусорных свалках, "РГ" найти не удалось. Их не оказалось под рукой ни в природоохранных общественных организациях, таких как "Гринпис" и WWF, ни в самом министерстве природных ресурсов и экологии.
Зато удалось выяснить, что утилизация шин - удовольствие не из дешевых. Переработка одной стоит в среднем 120-150 рублей, это не считая расходов на создание инфраструктуры по ее сбору и транспортировке.
Есть и еще один резон, ради которого министерство природных ресурсов намерено запретить ввоз подержанных шин. По словам директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности минприроды Рината Гизатулина, ведомство хочет устранить противоречия, которые есть в законодательстве. В настоящее время действует постановление правительства "О трансграничном перемещении отходов", которое в том числе запрещает ввоз бывших в употреблении шин. Однако его, по сути, отменяют разъяснения минприроды от 10 ноября 2003 года и ГТК от 27 ноября 2003 года, согласно которым старые шины, пригодные к эксплуатации, отходами не являются и, следовательно, их можно ввозить в Россию. Это вызывает некоторые конфликтные ситуации, которые необходимо разрешить.