JSCODE1
Наряду с умением и желанием говорить с молодежью программы патриарших визитов отличает внимание к интеллектуальным центрам.
Вчера он посетил знаменитый МИФИ, недавно обретший статус национального исследовательского ядерного университета.
Патриарх освятил домовой храм при институте и встретился с профессорско-преподавательским составом, молодыми учеными и студентами МИФИ. Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери устроена в одном из помещений цокольного этажа главного корпуса и возведена в память об основателе МИФИ Игоре Курчатове и первых российских физиков-ядерщиков. Идея создания такого храма возникла в 1994 году. У истоков ее - группа ветеранов института. В 2005 году возведение домового храма во имя Смоленской иконы Божией Матери благословил Патриарх Алексий.
А затем Патриарха ждала для разговора весьма заинтересованная и искушенная аудитория, чуть ли не наполовину состоящая из людей, облаченных в академические мантии. Такую же надели и на Патриарха, вручив ему диплом почетного доктора МИФИ.
Патриарх начал свое выступление с тезиса о том, что реальная модернизация страны невозможна без опоры на отечественную науку, без производства интеллектуального продукта. Без этого - только псевдомодернизация, с сияющими стеклянными фасадами и внутренней слабостью, скрывающейся за ними.
Три раза вспомнив Канта и пять - Эйнштейна, Святейший продолжил с ученой аудиторией разговор о красоте Вселенной, о гармонии бытия, о высотах научного мировоззрения, подчеркивая, что наука - одно из глубочайших проявлений нашей духовной природы.
Он напомнил ученым об аскетичности, которой требует научный подвиг - "все на дискотеку, а ты в библиотеку", о жертвенном отношении к делу и победе над самим собой, без которой не бывает личности.
Тонкий разговор, как само собой разумеющееся, закончился словами Эйнштейна о том, что "наука без религии хрома, а религия без науки слепа".
При этом Патриарх подчеркнул, что к тем, кто не находит места Создателю в стройной картине бытия, он относится как к партнерам по мировоззренческому диалогу. Поскольку время противостояния, борьбы и взаимного глумления все-таки закончилось на трагическом опыте XX века.
Патриарх также заметил, что, по его мнению, самым фундаментальным кризисом нашего времени является кризис нравственных начал.
- Грешим мы, может быть, не больше, чем раньше. Но никогда еще человек так не оправдывал грех. И не стремился устранить критерии добра и зла.
Эта стертость границ добра и зла в глубине человеческой жизни и приводит к тому, что мы не следуем законам ни нравственным, ни правовым, они для нас лишь эмпирика.
На вопрос ректора МИФИ Михаила Стриханова, насколько Церковь должна выдерживать догматы, будет ли она реформироваться, Патриарх ответил вопросом: "А разве Церковь не реформируется?"
- Если бы мы сейчас оказались в храме XIV века времен преподобного Сергия Радонежского, мы бы ничего и не поняли. А уж если в египетских монастырях V века, тем более с трудом идентифицировали бы происходящее там с нашей современной православной практикой, - сказал Патриарх. - Но и египетские монастыри V века, и храм времен преподобного Сергия Радонежского - это все православие.
Подчеркнув, что "Церковь по своей природе - начало консервативное", что она призвана сохранять спасительную истину и проносить ее через все эпохи, Патриарх заметил, что ценности веры надо актуализировать, иначе они превратятся в музейный экспонат.
Поэтому вся история Церкви есть по сути баланс между необходимостью сохранения ценностей и актуализацией их.
Западно-европейская реформация была, по его мнению, попыткой чрезмерной актуализации без оглядки на ценностное ядро. Недаром, например, в многореформируемой Англиканской церкви сегодня пустые храмы. При этом значительная часть верующих переходит в католичество и довольно большая - в православие.