Итак, "Повелитель бури" одолел "Аватара" и взял всех главных "Оскаров". Что по идее означает: Кэтрин Бигелоу сделала лучший фильм года. Но это, на мой взгляд, не так.
За последние годы "Оскары" сбавили обороты. Их рейтинги, побив все рекорды в год "Титаника", потом стали падать и в 2008-м достигли минимума. Заскучавшую публику нужно было разогреть. И вот впавшие в анемию "Оскары" отыскали в компоте перчинку: на финишной прямой, ноздря в ноздрю - бывшие супруги. Джеймс Кэмерон против Кэтрин Бигелоу. Если он уступит - это будет жест джентльмена. Если она победит - станет первой женщиной, отвоевавшей главного "Оскара".
Предугадать было невозможно. Фильмы диаметрально противоположные по типу, по жанру, по успеху у публики. Самый кассовый фильм всех времен против фильма "на любителя". Шторм в голливудском коктейле! Все заинтригованы, рейтинг обеспечен.
Она победила. Теперь есть пища для разнотолков. Справедливо выпала фишка или несправедливо?
Фильм, который у нас назвали "Повелитель бури", я не считаю выдающимся. Конечно, талантливая дама в очередной раз показала мужской характер. Она его показывала в "На гребне волны" и в "К-19", теперь - в этой истории американских парней, дезактивирующих в Ираке заложенные бомбы. Весь фильм - в ожидании взрыва. Это пьянит режиссера и зрителей. Это род наркотика для героев. Бигелоу - очень крепкий профи. Она подтвердила одну из доминирующих тенденций современного игрового кино - его полную мимикрию под документ.
Но это самый спорный из ее фильмов: герои, как ни крути, выглядят самоотверженными благодетелями в кругу бестолковых аборигенов.
"Аватар" же, на мой взгляд, не просто технологическое чудо, но и серьезное гуманистическое послание. Он бросает вызов любой войне и признает за аборигенами право самим распоряжаться своей судьбой. Спор между фильмами-лидерами был много глубже, чем гонка за премией. Это спор идейных концепций современного мира. Бигелоу исходит из того, что ее родина всегда права. А Кэмерон в своей сказке как раз это ставит под сомнение, ревизуя таким образом едва ли не всю историю Соединенных Штатов.
Мне не хочется думать, что в победе Бигелоу сыграла роль подсознательная уверенность американцев в своем миссионерстве, которое не может быть неправым. Но эта уверенность - подсознательная, неконтролируемая, и она водит рукой академиков. К тому же - как не поддаться соблазну вписать в историю "Оскара" новую страницу, свидетельствующую об окончательно победивших идеях феминизма ("Пришло время!" - заявила, вручая этого "Оскара", Барбара Стрейзанд). Кэтрин Бигелоу сделала физически трудный фильм. Пусть там нет больших актерских работ, пусть идейно-патриотическая нота заглушает генеральную тему картины про войну как наркотик. Испытания должны вознаграждаться. Они вознаграждены 6 "Оскарами" из 9 номинаций.
Слишком много "привходящих соображений" для большого искусства.
Надо отметить, что, несмотря на кризис, год в американском кино выдался урожайный и в главных номинациях давно не было такого количества тяжеловесов. Квентину Тарантино с "Бесславными ублюдками" и братьям Коэн с "Серьезным человеком" просто не повезло оказаться в одном ряду с Бигелоу и Кэмероном: они могли претендовать на самые высокие награды, но не имели никаких шансов.
Разрешив главную интригу, академики раздали все прочие награды вполне предсказуемо. Единственное, что здесь вызывало некоторый интерес, - противостояние Сандры Буллок в "Невидимой стороне" с Мерил Стрип в "Джули и Джулии". Мерил Стрип обычно легко кладет всех на обе лопатки, это вошло в традицию. Но теперь она сыграла, на мой вкус, худшую свою роль - на одной ноте, на одном нескончаемом хохотке. И заслуженно проиграла. Зато возникла новая пикантная краска церемонии: Сандра Буллок - тоже впервые в истории - стала одновременно лучшей и худшей актрисой года, как раз накануне получив антиприз "Золотая малина" за роль в провальной комедии "Все о Стиве".
Большинство "Оскаров" этого года не знаменуют никаких особенных достижений в кинематографе. Единственный принципиальный шаг в новое качество - "Аватар" - оказался в тени, получив только технические призы. Ролей, способных войти в историю актерского искусства, не было. На этом фоне математически выверенная работа австрийца Кристофа Вальца в "Бесславных ублюдках" кажется самой бесспорной - в его победе никто и не сомневался.
Интересно, что впервые результаты "Оскара" диаметрально разошлись с итогами "Золотого глобуса", где лидировал "Аватар", да и все остальные премии присуждались, на мой взгляд, значительно разумнее.