10.03.2010 00:30
В мире

При помощи "электронного правительства" в Великобритании за три года рассчитывают сэкономить 400 миллионов фунтов

При помощи "электронного правительства" в Великобритании за три года рассчитывают сэкономить 400 миллионов фунтов
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (5127)
Читать на сайте RG.RU

Все больше англичан обращаются на правительственный сайт за госуслугами. По сравнению с январем прошлого года их число увеличилось довольно внушительно: с 11 миллионов до 27 миллионов за январь этого года.

Интересно, что популярность электронного правительства связана не только с его удобством, экономией времени и расходов на почтовые марки, но и, например, с угрозой заразиться свиным гриппом. Чтобы сократить личное общение, пребывание в транспорте, англичане стали отдавать предпочтение контактам онлайн. В том числе и с правительственными департаментами.

По свидетельствам британских экспертов, которые давно уже занимаются этой темой, электронное правительство в Соединенном Королевстве стало популярным только с третьей попытки. Напомним, что Великобритания была в числе первых, кто начал переводить общение между гражданами и "белыми воротничками" в Интернет. Создавать его начали еще в 1998 году. Но только в течение последних пяти лет эта программа более-менее успешно развивается. В начале чиновники пытались предоставлять услуги онлайн исходя из собственных интересов. До запуска DirectGov ведомства размещали госуслуги на своих сайтах. Гражданам было трудно найти нужную им госуслугу, ведь только сайтов различных ведомств было 4 тысячи. Конечно, у пользователей в таком формате госуслуги не имели спроса. Поэтому три года назад был проведен аудит услуг, все они объединены воедино и особо выделены наиболее востребованные. На данный момент только количество электронных госуслуг, как местных так и федеральных, оказываемых в Англии, - 171. В них входит общение с налоговой инспекцией, в том числе заполнение налоговой декларации, получение различного рода лицензий, в том числе и на вождение, оплата различных пошлин. Причем для удобства граждан и юридических лиц услуги предоставляются на двух порталах. Есть департаменты, которые заведуют интересами населения. Они общаются друг с другом через DirectGov. К тем, кто заведует интересами бизнеса, можно обратиться через BusinessLink. У одного и того же пользователя должны быть отдельные пароли для услуг DirectGov, которыми он пользуется как частное лицо, и для услуг BusinessLink, которыми он пользуется как предприниматель, если, например, ему надо организовать свое дело. Но все проходит через так называемый единый шлюз, который координирует прохождение информации. Такое решение как раз предложила компания "Майкрософт", и в Англии его считают весьма успешным. По статистике, электронное общение между гражданами и правительством, даже при вычете всех расходов на рекламу этого проекта, внушительно. На одну транзакцию (на одно обращение) экономия составляет 8 фунтов. В дальнейшем аналитики считают, что эта экономия будет возрастать, так как больше будет обращений через Интернет, меньше станет аппарат чиновников, сократятся почтовые расходы, меньше будет тратиться бумаги и проч.

Сейчас идет работа над тем, чтобы данные о себе человек один раз предоставлял на шлюз, а потом они автоматически с ним ассоциировались, несмотря на то, какой из паролей он введет: или как бизнесмен, или как обычный пользователь. В любом случае уже автоматически система будет предоставлять данные о его возрасте и адресе. Вся эта информация будет храниться в ведомствах, а через шлюз, сделанный "Майкрософтом", будет проводиться идентификация пользователя.

Система, предложенная "Майкрософтом", продолжает развиваться, и компания не теряет интереса к этому проекту. Она успешно участвует в конкурсах, которые проводятся среди компаний госорганами. "Майкрософт" как вендор технологий готова распространить свой положительный опыт и практические наработки в области "электронного правительства" и в других странах. У нее есть накопленный опыт, она продолжает и сопровождение проектов, обновление программного обеспечения и другую техническую поддержку "электронного правительства".

Что касается персональных данных, то при обращении в различные отсеки британского "электронного правительства" снова и снова приходится повторять свои имя, фамилию, дату рождения и место жительства. Но, по словам Джонатана Соулера, над этой проблемой уже идет работа в рамках проекта "Скажи один раз". Идея его в том, чтобы вне зависимости от того, куда вы обратились, - в DirectGov для населения, в Национальную систему здравоохранения или на сайт для бизнеса - ваши данные уже автоматически будут посылаться туда из шлюза, созданного "Майкрософт", который управляет транзакциями и обеспечивает их безопасность. Конечно, эта информация будет иметь высокую степень защиты.

Естественно, для всех госуслуг надо персонифицировать запрос. В том числе и для заполнения налоговой декларации и оплаты налогов. Именно этот сервис пользуется большей популярностью у англичан, констатировал российским журналистам руководитель подразделения по работе с центральными органами государственной власти "Майкрософт в Великобритании" Джонатан Соулер. Интересно, что для того, чтобы в очередной раз заполнить декларацию, не обязательно снова и снова набивать основные данные о себе. Шаблон можно сохранить на рабочем столе и при очередной сдаче декларации просто освежить, а также исправить ошибки, которые не заметил, и послать анкету еще раз.

Но данных даже в правительственной электронной сети все больше и больше. Поэтому руководитель подразделения по разработке и внедрению систем облачных вычислений в органах государственного управления и стратегии государственных информационных систем "Майкрософт в Великобритании" Дэниел Бэттс предлагает хранить их "в облаках", то есть использовать как хранилища удаленные сервера Глобальной сети. Правительство Великобритании ведет сейчас консультации с ведущими вендорами, в том числе и с "Майкрософт", по переводу элементов "электронного правительства" в облачную инфраструктуру. Дэниел Бэттс считает, что это своевременная и правильная инициатива, учитывая большое количество ведомственных центров обработки данных и однообразных сервисов, используемых органами исполнительной власти. Предполагается, что степень доступности хранения информации в рамках стратегии дальнейшего развития технологии "электронного правительства" в Британии будет различной.

Одна из основных целей английского "электронного правительства" - изменить форму общения с населением, обеспечить возможность прямого контакта с политиками. Кроме того, поставлена задача пред департаментами найти пути экономии в 30-40 процентов. Директор по коммуникациям DirectGov, госслужащий, руководит подразделением, которое занимается обеспечением внутри государственных междепартаментских коммуникаций, Майк Хобан утверждает, что этому будет способствовать дальнейшее развитие "электронного правительства". Уже сейчас получение водительской лицензии через Интернет стоит государству 17 центов, а по почте - 17 фунтов. Вполне посильной является задача экономии за три года 400 миллионов фунтов с помощью Глобальной сети за счет оказания госуслуг через нее, считает он. Однако пока там можно зарегистрировать покупку машины, постановку ее на учет, регистрацию семейного состояния, а вот вступление в брак еще нет. Но это дело времени. В Великобритании действует уже электронная подпись, но для большинства услуг она не требуется и особой популярностью у населения не пользуется. По словам Джонатана Соулера, если дело дойдет до суда, то и электронный, и обычный автографы на документе будут проверять на подлинность.

Великобритания